.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Кто может применять упрощенные способы

Последний раз обновлено:

В целом малые и средние предприятия, упомянутые в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», получают от государства особую поддержку и всевозможные льготы.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, - это одна из преференций.

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

Общие критерии среднего и малого предприятия

К малым и средним предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, для которых выполняются следующие условия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Чтобы относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), нужно соответствовать условиям по структуре уставного капитала, количеству персонала и объему доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

По структуре уставного капитала

Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности. Юридические лица включаются в данный перечень, при условии соответствия одному из критериев:

  • юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности государства, или хозяйственными обществами, в которых данные ПАО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% уставного капитала таких обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа;
  • юридические лица являются государственными корпорациями;
  • юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

е) акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.

По численности работников

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).

Обратите внимание: для некоторых предприятий с целью их поддержки вводятся повышенные критерии численности работников.

1. Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 207-ФЗ введено особое правило для АО, ООО и хозяйственных партнерств, основной вид деятельности которых по ОКВЭД - деятельность в сфере легкой промышленности.

Если у них среднесписочная численность за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года - не менее 70% в общей сумме доходов, то Правительство РФ может установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников.

2. С января 2022 года вступили в силу изменения в Закон № 209-ФЗ для сферы общественного питания. Лимит по среднесписочной численности для средних предприятий данной отрасли составляет от 101 человека до 1500 человек включительно.

К сфере общепита относятся юрлица и ИП, которые в качестве основного вида деятельности указали код из класса 56 раздела I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2). Этот код должен значиться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1-е число месяца, в котором были внесены изменения в единый реестр субъектов МСП (п. 2.2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

По доходам

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • 120 млн. руб. для микропредприятий;
  • 800 млн. руб. для малых предприятий;
  • 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

Для расчета учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также выручка от уступки имущественных прав (например, прав требования по оплате реализованных товаров (работ, услуг)).

Это значит, что превышение предельного показателя по доходам, например, из-за продажи имущественных прав, может лишить организацию статуса субъекта малого предпринимательства (см. Письмо ФНС от 1 сентября 2023 г. № КВ-4-3/11208).

Обратите внимание: категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения дохода и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. А из реестра МСП исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчетность за предыдущий год.

Субъекты МСП для целей соблюдения условия о предельной величине дохода определяют доход без учета предъявленного НДС. на это обратила внимание ФНС в письме от 1 сентября 2023 г. № КВ-4-3/11208.

Напомним, «доходные» критерии установлены постановлением Правительства от 4 апреля 2016 г. № 265 (независимо от применяемого режима налогообложения).

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируются по всем осуществляемым видам деятельности.

При определении величины дохода следует руководствоваться статьей 248 НК РФ «Порядок определения доходов. Классификация доходов».

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам налогоплательщика для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, для целей применения положений Закона № 209, при определении соответствия критерию объема дохода субъект МСП определяет показатель дохода без учета предъявленного НДС.

Реестр МСП

ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Он формируется автоматически на основании данных налоговой отчетности, которую компании и ИП представляют в налоговые органы.

Налоговая инспекция пополняет реестр МСП каждый месяц, 10 числа. Исключает же из него раз в год - 10 июля.

Так, если компания зарегистрировалась в сентябре 2021 года, она попадет в реестр в следующем месяце - 10 октября.

Если к декабрю 2021 года фирма наймет более 100 сотрудников, превысит лимит дохода или нарушит структуру уставного капитала, допустимую для МСП, инспекция исключит ее из реестра только 10 июля 2022 года. До этого момента фирма по-прежнему будет находиться в статусе малого предприятия.

Статотчетность для малых предприятий

Статистическая отчетность для малых предприятий по форме № ПМ (ОКУД 0601013) «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» утверждена приказом Росстата от 30 июля 2021 г. № 462.

Сведения подаются в Росстат ежеквартально. Порядок расчета показателей приведены в указаниях по заполнению формы, утв. приказом Росстата 24 марта 2023 г. № 130.

Форму № ПМ подают только малые предприятия, независимо от применяемой системы налогообложения. К ним относятся юридические лица, выполняющие следующие условия:

  • среднесписочная численность работников за прошлый год (ст. 4 закона РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) - от 16 до 100 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за прошлый год (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265) - от 120 до 800 млн руб.

Организации обязаны подать отчет в отделение органа статистики по месту своей регистрации с 1 по 29 число месяца, следующего за истекшим кварталом. Сроки сдачи указаны на титульном листе формы № ПМ.

Сведения по форме № ПМ предоставляются в таких объемах:

  • раздел 1 «Анкета» - ежеквартально. Здесь нужно только указать, работала ли организация (код 1) или нет (код 0);
  • разделы 2 «Численность, начисленная зарплата работников», 3 «Общие экономические показатели» - ежеквартально нарастающим итогом (с начала отчетного года);
  • раздел 4 «Основные экономические показатели» - в отчете январь–декабрь (за отчетный год). Здесь указывают затраты рабочего времени, социальные выплаты работникам, а также, расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг), которые понесла организация за 12 месяцев. При сдаче формы за 1, 2 и 3 квартал этот раздел оставляют пустым.

В форму ПМ включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям малого предприятия независимо от их местонахождения. Если в отчетном периоде организация не вела деятельность, то она сдает форму с заполненным разделом 1 «Анкета».

Согласно ст. 13.19 КоАП РФ, за нарушение сроков подачи или непредставление формы № ПМ в статистику предусмотрен административный штраф в размере:

  • в отношении должностного лица - от 10 до 20 тыс. руб.;
  • по организации - от 20 до 70 тыс. руб.

ИП и микропредприятия форму № ПМ не сдают.

Для микропредприятий разработан отдельный бланк - форма МП (микро). Это организации с численностью работников до 15 человек и доходом не выше 120 млн. руб.

Кто из малых предприятий не может применять упрощенный бухучет

Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п.5 ст.6 Закона № 402-ФЗ). К ним относятся:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Обратите внимание: поскольку обязательному аудиту подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет все они не вправе.

С 1 января 2021 года лимиты для обязательного аудита увеличили. Его должны проводить предприятия с налоговыми доходами за предыдущий год более 800 млн. руб. или суммой активов по балансу на 31 декабря предыдущего года более 400 млн. руб. (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ). Если показатели не превышают эти лимиты, то фирма вправе упрощать бухучет.

В чем состоят упрощенные способы ведения бухучета малыми предприятиями

Упрощенные способы ведения бухучета состоят в следующем.

Малые предприятия вправе не применять ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02.

Микропредприятия, которые могут вести упрощенный учет, вправе не применять ФСБУ 5/2019. В этом случае затраты в виде стоимости запасов учитываются в текущих расходах (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Также малые предприятия могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов и не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни, а именно:

  • выручку признавать по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99;
  • расходы признавать после погашения задолженности, т.е. только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Также упрощенные способы ведения бухучета предполагают учитывать в качестве прочих все расходы по займам, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений можно по первоначальной стоимости, т.е.:

  • не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым такая стоимость определяется (п. п. 19, 21 ПБУ 19/02);
  • не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02.

Существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, исправлять в бухгалтерском учете в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет:

  • с отнесением прибыли или убытка, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода;
  • без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010).

Кроме того, последствия изменения учетной политики можно отражать в бухгалтерской отчетности перспективно, т.е. только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов.

Перспективное отражение последствий изменения учетной политики не допускается в случаях, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Также отметим, что руководитель организации, имеющей право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, может возложить ведение бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Выбранные упрощенные способы организация закрепляет в учетной политике.

Упрощенные способы учета запасов

Применение упрощенных способов учета запасов предполагает:

  • при оплате запасов неденежными средствами определять затраты, включаемые в их фактическую себестоимость, по балансовой стоимости передаваемых активов (фактических затрат на работы, услуги), даже если можно определить справедливую стоимость передаваемого имущества (п. 14 ФСБУ 5/2019);
  • считать себестоимостью приобретенных, в том числе на условиях отсрочки (рассрочки), запасов только их уплаченную или подлежащую уплате цену без учета скидок, уступок, премий и иных поощрений (п. 17 ФСБУ 5/2019). При этом затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) на доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию, и иные затраты, указанные в пп. «б» - «е» п. 11 ФСБУ 5/2019, признаются расходом периода, в котором были понесены;
  • оценивать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости, т.е. не формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 32 ФСБУ 5/2019).

Упрощенные способы учета основных средств

Применение упрощенных способов учета основных средств предполагает:

  1. начать применять ФСБУ 6/2020 перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после начала его применения, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета (п. 51 ФСБУ 6/2020);
  2. формировать первоначальную стоимость основных средств (ОС) в особом порядке (п. 4 ФСБУ 26/2020).

Это значит (п. 4 ФСБУ 26/2020):

  • включать в капитальные вложения, формирующие первоначальную стоимость ОС, только суммы, подлежащие уплате продавцу (подрядчику) (без учета НДС). Другие затраты, в том числе на приведение ОС в состояние и местоположение, необходимые для использования, можно учитывать в расходах текущего периода;
  • не учитывать скидки, льготы, премии и иные поощрения. Эти суммы можно включать в прочие доходы, а не корректировать на них фактические затраты при включении в капитальные вложения;
  • не определять приведенную (дисконтированную) стоимость кредиторской задолженности, если продавец (подрядчик) предоставляет длительную отсрочку (рассрочку) оплаты. Иными словами, если проценты за отсрочку (рассрочку) оплаты в договоре не указаны, их можно не выделять из договорной стоимости ОС;
  • при приобретении ОС по договорам с исполнением обязательств неденежными средствами (например, по договору мены) величину затрат, оплаченных такими средствами, определять по балансовой стоимости передаваемых активов или по фактическим затратам на выполнение работ, оказание услуг. Справедливую стоимость передаваемого имущества (имущественных прав, работ, услуг) или приобретаемых объектов ОС можно не определять.

Кроме того, допускается не проверять объекты ОС и капитальные вложения на обесценение (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Балансовая стоимость ОС в этом случае представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации.

Упрощенные способы учета операций по договорам аренды

Применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» можно только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 г. (п. 52 ФСБУ 25/2018).

Упрощенные способы учета операций по договорам аренды состоят в следующем.

Арендатор, отражая операции по договорам аренды, может:

  • не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и обязательство по аренде, если договором не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и арендатор не может выкупить предмет аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа, а также если предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду (пп. "в" п. 11, п. 12 ФСБУ 25/2018);
  • рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом как сумму величины первоначальной оценки обязательства по аренде и арендных платежей, осуществленных на дату предоставления предмета аренды или до такой даты (если такие имелись) (п. 13 ФСБУ 25/2018);
  • первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018).

Арендодатель, отражая операции по договорам аренды может классифицировать все объекты учета аренды как объекты учета операционной аренды (кроме случаев, когда договор аренды предусматривает переход к арендатору права собственности на предмет аренды, арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права) (п. 28 ФСБУ 25/2018);

Упрощенный бухучет НМА

Если организация имеет право на ведение бухгалтерского учета в упрощенном порядке, то вести учет НМА она может одним из двух способов.

Первый. В учетной политике можно закрепить, что НМА сразу и полностью списываются на расходы по обычным видам деятельности, без начисления амортизации (п. 4 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).

Второй. Если принято решение амортизировать НМА, то в учетной политике пропишите:

  • перспективный способ перехода на новый ФСБУ. В таком случае вы сможете применять новые правила только в отношении тех объектов НМА, которые приобретены или созданы после перехода на ФСБУ 14/2022. Корректировать сформированные ранее данные бухгалтерского учета уже не нужно (п. 55 ФСБУ 14/2022);
  • включать в первоначальную стоимость НМА только затраты на их приобретение;
  • не проверять НМА на обесценение.

Упрощенный учет капитальных вложений

Приказом Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н был утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Его нужно применять в обязательном порядке с 2022 года.

Приказом Минфина от 30 мая 2022 г. № 87н утверждены поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», связанные с разработкой и введением с отчетности за 2024 год нового ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

Согласно поправкам, к капвложениям также относятся издержки на:

  • приобретение имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предназначенных для использования непосредственно в качестве объектов НМА;
  • создание объектов НМА, в том числе в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • улучшение объектов НМА, в частности, их переработку, модификацию;
  • приобретение прав на занятие отдельными видами деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).

Компании, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, смогут признавать такие затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.