.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Типовые ситуации по счету 23 «Вспомогательные производства»

Последний раз обновлено:

Счет 23 «Вспомогательное производство» используется не часто и только предприятиями, занимающимися выпуском продукции, производством работ, оказанием услуг.

Что учитывается на счете 23

На счете 23 учитываются расходы, связанные с деятельностью вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство (например, транспортного отдела, цеха по изготовлению инструментов и запасных частей и т. п.).

Счет 23 применяется, если организация ведет учет таких расходов обособленно.

Производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; расходы по содержанию и амортизационные отчисления по оборудованию вспомогательного производства и т. п.).

Прямые расходы отражайте непосредственно по дебету счета 23 и кредиту счетов, предназначенных для учета начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.

Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т. п.).

Косвенные расходы учитывайте по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Долю этих расходов, относящуюся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списывайте со счетов 25 и 26 в дебет счета 23 «Вспомогательные производства».

Как учесть прямые расходы

Амортизацию по объектам основных средств, которые используют во вспомогательном производстве, начислите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02

– начислена амортизация по основным средствам вспомогательного производства.

Материалы и запасные части, израсходованные вспомогательным производством, спишите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10

– списаны материалы, израсходованные вспомогательным производством.

Если учет материалов вы ведете по учетным ценам, то сумму отклонений их фактической себестоимости от учетных цен отражайте на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Отклонения в стоимости материалов, израсходованных вспомогательным производством, спишите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 16

– списана сумма отклонений в стоимости материалов, использованных вспомогательным производством.

Подробнее о том, как учитывать материалы по учетным ценам, смотрите счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Некоторые работы, связанные с деятельностью вспомогательного производства, могут выполнять сторонние организации.

Стоимость таких работ (услуг) отразите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60 (76)

– учтена в затратах вспомогательного производства стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.

Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отразите так:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)

– учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– произведен налоговый вычет.

После оплаты работ (услуг) сделайте запись:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 51

– оплачены работы (услуги) сторонних организаций.

Заработную плату работникам вспомогательного производства начислите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70

– начислена заработная плата работникам вспомогательного производства.

Сразу после начисления заработной платы начислите обязательные страховые взносы в СФР.

Для этого сделайте проводку:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69

– начислены обязательные страховые взносы по единому тарифу с заработной платы работников в СФР.

Помимо страховых взносов по единому тарифу на заработную плату работников вспомогательного производства вам нужно начислить взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Подробнее о том, как начислить страховые взносы во внебюджетные фонды, смотрите счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Как учесть косвенные расходы

Косвенные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы учитывайте по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

При отражении этих расходов в учете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 10 (60, 70, 69, …)

– отражена сумма общепроизводственных (общехозяйственных) расходов.

Долю косвенных расходов, относящуюся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списывайте на счет 23:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 25 (26)

– доля общепроизводственных (общехозяйственных) расходов включена в затраты по содержанию вспомогательного производства.

Общехозяйственные расходы в полном объеме вы можете ежемесячно списывать непосредственно в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

Способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Подробнее о том, как учитывать и списывать косвенные расходы, смотрите счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Как списать расходы, учтенные на счете 23

Вспомогательное производство может выполнять работы (оказывать услуги) для нужд:

  • основного производства;
  • обслуживающего производства и хозяйства;
  • сторонних организаций.

Выполнение работ (оказание услуг) для нужд основного или обслуживающего производства (хозяйства)

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности основного производства, спишите проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности обслуживающего производства (хозяйства), спишите так:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для обслуживающего производства (хозяйства).

Зачастую определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно (например, расходы по содержанию электрической подстанции или ТЭЦ, обеспечивающей всю организацию электроэнергией или теплом). Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю.

Таким показателем может быть заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д.

Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Пример. Как списать расходы вспомогательного производства по выполнению работ для основного/обслуживающего производства

На балансе мебельного комбината «Интерьер» числятся вспомогательное (котельная) и обслуживающее производства. За отчетный период прямые расходы основного и обслуживающего производств составили 205 000 руб., в том числе:

  • расходы основного производства по производству готовой продукции – 170 000 руб.;
  • расходы обслуживающего производства – 35 000 руб.

Расходы вспомогательного производства по обеспечению организации теплом составили 70 000 руб.

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 170 000 руб. – учтены затраты основного производства;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 35 000 руб. – учтены затраты обслуживающего производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 70 000 руб. – учтены расходы вспомогательного производства.

В учетной политике комбината установлено, что расходы вспомогательного производства распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым расходам по их содержанию.

Расходы вспомогательного производства распределятся в следующем порядке:

  • расходы, относящиеся к деятельности основного производства, – 58 049 руб. (170 000 : 205 000 × 70 000);
  • расходы, относящиеся к деятельности обслуживающего производства, – 11 951 руб. (35 000 : 205 000 × 70 000).

Бухгалтер должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23

– 58 049 руб. – списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию основного производства;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 23

– 11 951 руб. – списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию обслуживающего производства.

Выполнение работ для сторонних организаций

Расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для сторонних организаций списывайте в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж». Списать расходы вы должны после отражения в учете выручки от продажи результатов работ или услуг.

После того как на результаты выполненных работ (оказанных услуг) право собственности перейдет к заказчику, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– отражена выручка от продажи результатов работ (услуг).

После этого спишите все затраты вспомогательного производства, связанные с выполнением этих работ (оказанием услуг):

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполненным работам (услугам)

и начислите налог на добавленную стоимость (если работы или услуги облагаются этим налогом):

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен налог на добавленную стоимость.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи результатов работ (услуг) вспомогательным производством:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– отражена прибыль от продажи результатов работ (услуг)

или:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90-9

– отражен убыток от продажи результатов работ (услуг).

Пример. Выполнение работ для сторонних организаций

На балансе ремонтной организации «Зенит» числится вспомогательное производство. Выручка от выполнения работ вспомогательным производством сторонним организациям составила 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). Расходы вспомогательного производства, связанные с выполнением работ, составили 60 000 руб.

Бухгалтер «Зенита» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 60 000 руб. – отражены расходы, связанные с выполнением работ для сторонних организаций;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 120 000 руб. – отражена выручка от реализации работ заказчику;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 23

– 60 000 руб. – списаны расходы вспомогательного производства, связанные с выполнением работ;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 20 000 руб. – начислен НДС.

В конце месяца бухгалтер должен сделать запись:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– 40 000 руб. (120 000 – 60 000 – 20 000) – отражена прибыль от реализации работ, выполненных вспомогательным производством.




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.