.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как проходит выездная проверка

Последний раз обновлено:

После того как вы допустили налоговых инспекторов на свою территорию или в помещение, они имеют право совершать все действия, которые по закону могут проводиться в ходе выездной проверки. Вот эти действия:

  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение специалистов и переводчиков;
  • привлечение эксперта;
  • инвентаризация имущества.

Помните: все эти действия налоговики должны проводить строго по закону. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса, не могут быть использованы в суде. Например, если осмотр ваших помещений был проведен без участия понятых, налоговики не смогут в суде ссылаться на его результаты суд их не признает.

Обратите внимание: вне рамок проверок инспекции могут (при согласии компании) проводить осмотры территории, помещений, документов и предметов, если фирма в течение 10 дней не исполнила решение о взыскании недоимки свыше 1 000 000 рублей. По одному решению возможен однократный визит (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

ФНС и Следственный комитет РФ разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Наличие умысла при неуплате налогов позволяет применить к нарушителю максимальный штраф по статье 122 НК РФ в размере 40% от неуплаченной суммы, а также может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

С этой целью будут устанавливать виновных лиц. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Поэтому в первую очередь обязательно будут исследовать вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение.

Рядовые работники не являются должностными лицами, если не обладают соответствующими полномочиями. Избежать обвинения в умышленном правонарушении компания сможет, если виновным лицом (с уголовно-правовой точки зрения) окажется, например, рядовой менеджер, а директор общества был «обманут и введен в заблуждение».

Вину кого будут доказывать? Это:

  • руководитель организации-налогоплательщика;
  • главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

С этой целью в ходе налоговой проверки будут исследовать:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
  • договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

Исследование должно быть направлено на выявление «нетипичности»:

  • документооборота;
  • отдельных договоров;
  • отдельных операций, проведенных не в соответствии с внутренними правилами компании или отдельными «доверенными» лицами руководства.

Истребование документов

Какие документы могут проверить налоговики

Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В частности, к таким документам относятся:

  • учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • налоговые декларации;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • лицензии;
  • договоры (соглашения, контракты);
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие документы;
  • документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии справок об инвалидности работающих у вас инвалидов).

Имейте в виду, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки налоговые инспекторы вправе проверить документы, подтверждающие реальность произведенных работ или оказанных услуг (в том числе, если их производили контрагенты проверяемой компании или предпринимателя). А также документы, подтверждающие,что при заключении договоров и выборе контрагента вы проявили должную степень осмотрительности и осторожности (письмо ФНС от 9 октября 2015 года № ЕД-4-2/17621).

Требования к представлению документов на бумажном носителе

В приложении № 18 к приказу ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ММВ-7-2/628@ прописаны правила, по которым нужно формировать для инспекции бумажный пакет документов.

Главное требование к прошивке – чтобы документы можно было свободно читать, и каждый лист подшивки можно было легко скопировать.

Должен быть виден текст бумаги, все ее реквизиты, даты, а также визы, резолюции, иные надписи, печати, штампы и прочие отметки.

При чтении и копировании документов подшивка не должна разрушаться. Поэтому ее нужно делать толстой нитью, концы которой выведены на оборотную сторону последнего листа и связаны. Ограничений по длине концов нити нет.

Если бумаг много, их нужно разделить на тома – не более 150 листов в каждый. В каждом томе листы нужно пронумеровать сплошным способом арабскими цифрами, начиная с единицы.

Многостраничные документы, в которых свыше 150 листов, разделять не требуется. Один такой документ — один том.

На оборотной стороне последнего листа каждой подшивки (тома) в месте скрепления листов должна быть бумажная наклейка с заверительной надписью. Ограничений по размеру наклейки нет. Заверять каждый лист подшивки не нужно, ее заверяют целиком.

Заверительная надпись должна содержать только:

  • наименование должности лица, удостоверившего подлинность документов, или указание на то, что запись сделана ИП или частнопрактикующим лицом (адвокатом, нотариусом, арбитражным управляющим, оценщиком, медиатором, патентным поверенным);
  • личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего подлинность документов;
  • количество листов в прошивке (арабскими цифрами и прописью);
  • дату формирования пакета.

Подавать документы в инспекцию нужно с сопроводительным письмом. В нем нужно указать:

  • дату и номер требования о представлении документов;
  • общее количество листов.
  • опись представленных документов.

Опись документов можно оформить отдельным документом.

Если нужно направить на бумаге документы, хранящихся в электронном виде, то нужно их распечатать и заверить данным требованиям.

Если запрашиваемые документы вы не сможете предоставить – проверяющие могут признать полученную налоговую выгоду необоснованной.

Вы имеете право не представлять инспекторам документы, которые не связаны с расчетом и уплатой налогов, например, санитарные книжки. Если налоговики попытаются оштрафовать вас за это «нарушение», то именно им придется доказывать в суде, что непредставленные вами бумаги связаны с исчислением и уплатой налогов.

Документы из других ведомств

Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2016 года № 724-р утвержден перечень документов, которые контролирующие органы могут самостоятельно запрашивать и получать из других ведомств при проведении проверок.

Всего в перечне 236 документов. Среди них:

  • выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • сведения о среднесписочной численности;
  • сведения о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам и штрафам за нарушения налогового законодвтельства;
  • сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • сведения о суммах фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней.

Организации и индивидуальные предприниматели будут освобождены от обязанности представлять документы из этого перечня при проведении контрольных мероприятий. Проверяющие не смогут повторно запрашивать информацию и документы, которые уже были предоставлены ранее. Они должны будут самостоятельно запрашивать нужную информацию, находящуюся в государственных информационных системах/реестрах.

При проведении выездной проверки по налогу на прибыль налогового агента налоговая инспекция также может запрашивать дополнительные документы. Сделать это можно в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам российских организаций. Перечень документов, которые инспекция вправе истребовать, приведен в статье 310.2 Налогового кодекса. Он включает в себя документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Если у налогового агента нет необходимых документов, то он направляет запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам. Кроме того, эти документы могут быть запрошены налоговой инспекцией у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами. Если иностранная организация отказалась представить документы, то на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль этой организации. Налоговые санкции к нему в этом случае тоже не применяются.

Процедура истребования документов

Для истребования документов налоговики должны направить вам соответствующий документ – это требование о представлении документов. В случае пребывания налогового инспектора, проводящего проверку, на вашей территории, данное требование он должен передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование передать невозможно, его могут:

  • направить вам по почте заказным письмом. При этом датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма;
  • передать в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Налоговая инспекция должна передать вам требование в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в том случае, когда вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Основания – пункт 4 статьи 31 и пункт 1 статьи 93 НК РФ.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить проверяющим в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в российском налоговом органе) со дня получения соответствующего требования. На представление документов налоговым агентом, выплатившим доход иностранной организации, действовавшей в интересах третьих лиц, отведено три месяца. Сделать это вы можете лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Ходатайствовать о продлении срока представления документов разрешает пункт 3 статьи 93 Налогового кодекса. Причинами могут служить, например, отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера. Причины отсутствия - его болезнь, командировка и даже очередной отпуск.

В случае приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик все равно обязан представить документы, которые были запрошены до приостановления этой проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892@). Эту обязанность налогоплательщика подтверждает и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57).

Истребуемые бумажные документы можно представить в налоговую инспекцию в электронной форме в виде электронных образов документов, а проще говоря, в виде сканов. При этом должны быть соблюдены форматы представления документов, установленные ФНС России. Сканы можно передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если первичный документ (подлинник) составлялся на бумажном носителе, то представить в ИФНС его скан-образ нельзя. Даже при условии, что такой скан-образ будет подписан усиленными квалифицированными электронными подписями участвующих сторон (письмо ФНС от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/8657@). В ведомстве уточняют, что скан-образы документов не заменяют затребованные первичные документы.

Нарушение порядка представления документов по требованию

Порядок направления требования и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 16 июля 2020 года № ЕД-7-2/448@.

Нарушать этот порядок нельзя. Например, если организация по требованию ИФНС выдаст проверяющим документы в месте своего нахождения, а не на территории инспекции, то документы не будут считаются представленными.

Похожая ситуация была рассмотрена арбитрами Уральского округа в постановлении от 29 января 2019 года № Ф09-9273/18 по делу № А76-19830/2018.

В ответ на требование о представлении документов в налоговую инспекцию, компания направила в ИФНС письмо, где указала, что оригиналы документов представлены инспекторам по месту, где они проводили налоговую проверку. То есть, на территории организации. Фирма сочла, что выдача документов налоговикам в месте, где проводилась выездная проверка, не влечет штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса. Речь в этой ситуации идет о штрафе в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. ИФНС оштрафовала компанию, а та обратилась в суд.

Суды всех инстанций указали, что в этом случае документы были представлены не по правилам. Поэтому не считаются представленными в ИФНС вообще. А значит, штраф инспекции был правомерен.

Если у вас нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомите проверяющих о невозможности сделать это. При этом укажите причины и сроки, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налоговой службы вправе:

  • или продлить сроки представления документов;
  • или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков сроки продлеваются не менее чем на 10 дней.

В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или нарушения установленных сроков их представления вас могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (группы). Такое ограничение не распространяется на случаи, когда:

  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Форма по КНД 1165013
ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"РОМАШКА",
7702020202/770201001
ПЕРВАЯУЛ, 14, 1, ОФИС
400,МОСКВА Г, 117220

Требование № 120
о представлении документов (информации)

20.01.2022
(дата)

В соответствии со
статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) необходимо
представить в течение 10 рабочих дней со дня получения
(основания для истребования документов (информации)
и срок представления документов (информации))

настоящего Требования
1) документы:

1.1 Счета-фактуры 01.07.2019 по 30.09.2019 по взаимоотношениям с ООО "Рога и копыта" ИНН 7703030303
1.2 Договоры (контракты, соглашения) 01.07.2019 по 30.09.2019, заключённые, действующие и/или прекращённые (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.3 Спецификации (калькуляции, расчеты) цены (стоимости) 01.07.2019 по 30.09.2019 к Договорам (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.4 Дополнение к договору (контракту, соглашению) 01.07.2019 по 30.09.2019 со всеми приложениями, изменениями и прочими документами, являющимися неотъемлемыми частями Договоров к Договорам (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.5 Товарные накладные 01.07.2019 по 30.09.2019 и/или документы заменяющие товарные накладные (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.6 Товарно-транспортные накладные 01.07.2019 по 30.09.2019 и/или документы заменяющие товарно-транспортные накладные (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.7 Акты о приемке выполненных работ 01.07.2019 по 30.09.2019 и/или документы заменяющие акты о приемке выполненных работ (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.8 Акты сверки расчетов с поставщиками (покупателями) 01.07.2019 по 30.09.2019 и/или документы заменяющие акты сверки расчетов с поставщиками (покупателями) (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
1.9 Договор (контракт, соглашение) 01.07.2019 по 30.09.2019 по аренде складских помещений и/или ответственного хранения;

    
(наименование документа; период, к которому он относится; при наличии указываются реквизиты или
иные индивидуализирующие признаки документов)

2) информацию:

2.1 Пояснительная записка 01.07.2019 по 30.09.2019 в виде письменных пояснений с описанием: каким образом осуществлялась транспортировка товара (выполнение работ, услуг) с указанием адресов погрузки/разгрузки товара (адресов выполнения работ, услуг)
(в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
2.2 Пояснительная записка 01.07.2019 по 30.09.2019 в виде письменных пояснений с описанием: указанием ФИО и контактных данные (номер телефона, адрес электронной почты) должностных лиц ответственных за прием товара (прием работ, услуг) (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
2.3 Пояснительная записка 01.07.2019 по 30.09.2019, с описанием экономической целесообразности приобретения товара (работ, услуг) с указанием контрагентов (проектов, задач), для которых приобретался данный товар (данные работы, услуги) (в рамках поименованных счетов-фактур в настоящем Требовании п. 1.1)
2.4 В случае отсутствия документов из вышеперечисленных пунктов, необходимо представить в письменном виде, пояснения, о причинах их отсутствия (по каждому пункту отдельно).;

    
(истребуемая информация; в случае истребования информации относительно конкретной сделки
указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку)/

 

в связи с Камеральной налоговой проверкой уточненная Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019

    
(наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в
представлении документов (информации)
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса истребуемые документы могут быть представлены в Инспекцию Федеральной налоговой службы № 217 по г. Москве ,117410,Москва г,,,,Втораяул,51,
(наименование налогового органа и его место нахождения или наименование и место нахождения территориально обособленного подразделения налогового органа)

направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Если документы представлялись в налоговый орган ранее, просим сообщить о номерах писем (отправлений), которыми они были представлены.

заместитель начальника инспекции
Инспекции Федеральной налоговой
службы № 217 по г. Москве
           Иванов Н.Н.
(должность, наименование налогового органа)   (подпись)   (Ф.И.О.)
 
Требование о представлении документов (информации) получил
      
(дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия)

Обратите внимание: срок, отведенный для представления документов, засчитывается в общий срок проверки.

Кроме того, проверка не прерывается на время, когда налоговики по каким-либо причинам отсутствовали в компании.

Обратите внимание: если ИФНС предъявляет требование о представлении документов, его нужно обязательно исполнить. Даже если оно было предъявлено вам в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 5 апреля 2018 г. № 03-02-08/21997 ). В течение одной проверки налоговики могут предъявить вам неограниченное количество письменных требований.

Если инспекторы потребовали документы устно, вы можете им отказать. Оштрафовать вас за это или провести выемку непредставленных документов они не смогут.

Допустим, истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам. Тогда он может направить их в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ст. 93 НК РФ).

Если истребуемый документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, его представление производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью). Об этом сообщается в письмах Минфина России от 11 января 2012 г. № 03-02-07/1-1, от 15 сентября 2011 г. № 03-02-08/96, от 14 июня 2011 г. № 03-02-07/1-190.

Если инспекция не приняла документы

ФНС разъяснила, как поступить, если инспекция не приняла от вас документы по требованию (письмо от 13 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/24297).

Если документ, который вы отправили в налоговую, не соответствует утвержденному формату, будьте готовы, что инспекция его не примет.

Если вы получили уведомление об отказе в приеме документов, нужно устранить ошибки и направить документ повторно в инспекцию. Программное обеспечение налоговых инспекций настроено следующим образом. Если вы направляете в инспекцию по ТКС документ с наименованием файла, содержащего сканы нескольких документов, то программа направляет вам уведомление об отказе в приеме электронного документа. При этом в уведомлении налоговики укажут коды ошибок: 0300300000 «Структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и 0200100003 «Имя файла указано неправильно».

Эти ошибки нужно исправить и направить файл повторно.

Если вы не получили от ИФНС ни квитанцию о приеме, ни уведомление об ошибке, вы должны направить затребованные документы уже на бумаге. С учетом срока, установленного Налоговым кодексом (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

За непредставление документов вам грозит штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодекса – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Если у налогоплательщика, по каким-либо причинам (например, в силу большого объема запрашиваемых документов), нет возможности представить документы в установленные сроки, ему следует направить в налоговый орган соответствующее уведомление.

Выемка документов

Если вы отказались представить (не представили вовремя) документы, налоговики могут провести их выемку, иначе говоря, забрать принудительно.

Как правило, инспекторы забирают копии документов. Но если они опасаются, что документы будут уничтожены, исправлены, подменены и т. п., то могут изъять и подлинники. В этом случае налоговики должны сделать для вас заверенные копии. Если нет возможности сделать копии на месте, инспекторы обязаны изготовить их и передать вам в течение пяти дней после изъятия.

Инспекторы вправе вынести с территории налогоплательщика оригиналы только тех документов, на которые составлен протокол о выемке. Без оформления такого протокола изъять документы налоговики не имеют права (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2015 г. № 04АП-4961/2015 по делу № А78-7499/2015).

Имейте в виду: нельзя проводить выемку в ночное время – то есть с 22:00 до 6:00 (п. 2 ст. 94 НК РФ).

Налоговые инспекторы вправе производить выемку документов не только по месту регистрации фирмы, но и в иных местах, например, у контрагентов. Так разъясняет ФНС в письме от 17 сентября 2021 года № СД-4-2/13234@. Верховный Суд РФ подтвердил, что инспекция имеет право изъять документы налогоплательщика у взаимозависимой с ним организации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2019 по делу № А40-17635/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г.).

Понятые для выемки

Выемка проводится в присутствии понятых и руководителя фирмы. Если вы как руководитель не можете или не хотите участвовать в выемке, то выдайте одному из своих сотрудников, например главному бухгалтеру, доверенность, по которой тот сможет представлять ваши интересы. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Они должны быть не заинтересованы в исходе дела, поэтому сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут.

Имейте в виду: налоговики не могут изъять документы, которые не имеют отношения к вопросам проверки.

Процедура выемки документов

По закону выемка должна проходить так. Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы постановление о проведении выемки, подписанное руководителем (его заместителем) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении налоговой проверки.

Обратите внимание: в постановлении должны быть указаны причины выемки и перечислены подлежащие изъятию документы (и предметы).

Затем инспектор разъясняет всем присутствующим их права и предлагает выдать документы и предметы добровольно. Если вы соглашаетесь, то составляется акт добровольной передачи документов.

Если вы отказываетесь передать документы добровольно, налоговый инспектор приступает к принудительному изъятию.

При этом он может вскрывать любые помещения или другие места, где могут находиться документы и предметы, которые нужно изъять.

Все изымаемые документы и предметы инспектор предъявляет понятым, руководителю фирмы, главному бухгалтеру (если он присутствует при выемке).

Все, кто присутствует при выемке, имеют право делать замечания, которые инспектор заносит в протокол.

Изъятые документы нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью и печатью (при ее наличии) руководителя фирмы.

Руководитель может отказаться поставить свою подпись и печать (в протоколе об этом делается специальная отметка). Но на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Протокол выемки

Затем налоговый инспектор составляет протокол выемки документов и предметов. В нем он описывает все действия, которые проводил во время выемки, и перечисляет изъятые документы и предметы.

Протокол подписывают инспектор и все граждане, участвовавшие в выемке. Если изымается большое количество документов, то инспектор составляет опись документов и предметов, которую прикладывают к протоколу.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Если налоговики нарушат правила проведения выемки, то доказательства, полученные в результате изъятия, не будут иметь силы. А значит, их нельзя будет использовать в суде.

Пример. ИФНС нарушила правила проведения выемки документов

В ходе выездной проверки АО налоговая инспекция нарушила процедуру выемки документов. По результатам проверки инспекция обратилась в суд, чтобы взыскать штраф за выявленные нарушения. Однако суд ей отказал, так как документы, на которые ссылались налоговые инспекторы, были изъяты с нарушением закона.

Осмотр помещений

Налоговики могут осматривать любые помещения, принадлежащие фирме или предпринимателю: офисные, торговые, складские и т. д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя – осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Кроме того, в процессе осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки инспекторы вправе изучать данные и программы, установленные на рабочих компьютерах проверяемого лица. Определение ВС РФ от 17 июля 2017 года № 302-КГ17-8315.

Пример. Осмотр компьютера

В ходе проверки инспекция осмотрела помещения, предметы и документы в офисе организации, а также изучила информацию на персональном компьютере кассира. Организация сочла, что осмотр незаконен, так как ее согласия на изучение содержимого компьютера не было. Поддержку судов трех инстанций, а также и Верховного суда, организация не получила. Судьи указали, что статья 92 Налогового кодекса позволяет проверяющим осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки, а информация может быть представлена не только в бумажном, но и в электронном виде. То есть осмотр компьютера включает в себя изучение содержащихся в нем данных, и действия проверяющих, связанные с осмотром программ, установленных на компьютере проверяемого налогоплательщика, являются законными.

Во время осмотра должно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Руководитель фирмы или предприниматель участвуют в осмотре по своему желанию. Их присутствие необязательно. ИФНС в качестве понятых может привлечь работников фирмы . Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2019 № 309-ЭС19-2530 по делу № А60-4234/2018.

В осмотре может участвовать приглашенный налоговиками специалист, например, чтобы оценить изымаемое имущество, «взломать» компьютерную программу и т. д.

Налоговики могут проводить фото-, кино- и видеосъемку. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

Налоговики на основании статьи 19.7.6 КоАП РФ вправе составить протокол и оштрафовать фирму на 10 000 рублей за незаконное воспрепятствование доступу проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые фирма или предприниматель использует для получения доходов либо которые связаны с содержанием объектов налогообложения. Штраф за названное правонарушение налагается на должностных лиц.

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом об административных правонарушениях не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, налоговики могут обратиться за помощью к сотрудникам полиции.

Протокол осмотра подписывают все лица, которые участвовали в проведении осмотра (инспекторы, понятые, представитель налогоплательщика, специалист и др.).

Допрос свидетелей

Проверяя деятельность фирмы или предпринимателя, налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководитель фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей.

Чиновники отметили, что по вопросу участия лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос в налоговую в качестве свидетеля, Налоговый кодекс не регламентирует исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Получается, что круг лиц при проведении допроса свидетеля не ограничен.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

  • малолетние;
  • лица с физическими или психическими отклонениями;
  • лица, получившие информацию в процессе своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты и т. д.).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции РФ свидетель вправе воспользоваться юридической помощью при даче пояснений. Это значит, что на допрос он может прийти с адвокатом. Но проведение допроса представителя вместо свидетеля недопустимо. Этот вывод содержится в Решении ФНС России от 11 апреля 2018 года № СА-3-9/2269@, опубликованном на сайте по результатам рассмотрения обращения физлица, являющегося свидетелем, с жалобой на нижестоящую инспекцию на нарушение его права на участие в налоговых правоотношениях через представителя. Свидетель, находясь в командировке, направил на допрос в ИФНС своего адвоката, действующего по доверенности. Однако инспекция его допрашивать не стала, а перенесла допрос на другой день.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля влечет штраф в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ).

В Письме ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@, содержащем методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях, приведены разработанные этими органами перечни вопросов, которые будут задавать во время проверок руководителю (38 вопросов) и сотрудникам (42 вопроса). Многие вопросы в обоих перечнях дублируются. Это поможет при сопоставлении ответов выявлять противоречия, проводить повторные опросы и собирать доказательства против проверяемого.

Вот перечни вопросов, которые обязательно зададут для обязательного выяснения сведений о выборе контрагентов, процедуре подписания договоров, учете ТМЦ.

Перечень вопросов для рядовых сотрудников

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до организации?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для организации?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

Документооборот в организации.

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в организации отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед организацией?

36. Есть ли в организации служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Перечень вопросов для руководителя

А это перечень вопросов с теми же задачами, которые обязательно зададут руководителю.

1. Кем, в какой должности Вы работаете в организации?

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до организации?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в организации - это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность организации?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность организации, то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для организации?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента - это решение единоличное или коллегиальное?

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

35. Кто в организации отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед организацией?

39. Кто составляет претензии от организации в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

40. Есть ли в организации служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Как проходит допрос

Допрос проходит так. Сначала инспектор разъясняет свидетелю его права и обязанности, предупреждает об ответственности за необоснованный отказ и уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.

Затем следует сам допрос: инспектор задает вопросы, свидетель на них отвечает. Показания фиксируются в протоколе.

После того как допрос закончен, свидетель читает протокол и, если с его слов все записано верно, подписывает его. Если у свидетеля есть какие-то замечания по содержанию протокола, он вправе требовать, чтобы эти замечания были в него внесены.

Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в статье 51 Конституции РФ. К близким родственникам относятся супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки (ст. 5 УПК РФ).

Зачастую налоговики вызывают на допрос свидетелей во время приостановления налоговой проверки. Такие действия признаются правомерными как Минфином России (Письмо Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-02-07/1-11), так и судами (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2013 г. по делу № А70-6132/2012).

Иногда инспекторы проводят допрос до начала налоговой проверки или после ее завершения. Запрета на такие действия Налоговый кодекс не содержит. Однако в суде протоколы таких допросов будут признаны недопустимыми доказательствами. Об этом сказано в письме ФНС России от 23 апреля 2014 года № ЕД-4-2/7970@. Аналогичный вывод подтверждает Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 3 июня 2016 года № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015. Судьи указали, что проведение допроса свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением установленного порядка сбора доказательств.

Свидетелей налоговики вызывают повесткой. Повестка вручается под расписку или отправляется по почте.

Как правило, допрашивают свидетеля в налоговой инспекции или по месту его жительства, если он из-за болезни, инвалидности или старости не может явиться в налоговую инспекцию. В ходе выездной проверки налоговики могут допросить свидетелей на территории проверяемой фирмы или предпринимателя.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Участие в проверке экспертов, специалистов и переводчиков

В процессе проверки налоговикам могут потребоваться люди, обладающие специальными познаниями или навыками в какой-либо из областей науки, техники, искусства или ремесла. В такой ситуации они вправе пригласить эксперта (если нужно письменное заключение) или специалиста (если такое заключение не требуется).

Экспертов налоговики привлекают, например, когда нужно:

  • установить подлинность документов;
  • восстановить документ;
  • определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  • определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

Налоговые инспекторы предоставляют эксперту необходимые для экспертизы документы. При этом надо иметь в виду, что эксперт может знакомиться только с теми документами, которые имеют отношение к вопросам экспертизы.

Экспертиза проводится так.

Налоговый инспектор знакомит руководителя фирмы с постановлением о назначении экспертизы и разъясняет его права. Об этом составляется протокол (ст. 95 НК РФ). Обычно эксперта выбирает налоговая инспекция, но вы можете рекомендовать его кандидатуру. Если выбранный налоговиками эксперт вас не устраивает, например, вы считаете его некомпетентным, заявите ему отвод. Не может быть экспертом гражданин, заинтересованный в исходе дела, например, сотрудник налоговой инспекции или родственник проверяемых или проверяющих.

С разрешения налогового инспектора вы имеете право присутствовать при экспертизе и давать объяснения эксперту. Когда заключение готово, вы вправе с ним ознакомиться. Если сомневаетесь в том, что эксперт дал правильное и обоснованное заключение, попросите о назначении повторной экспертизы. Если вам что-то непонятно в тексте заключения, например, эксперт неясно изложил свою мысль или неполно ответил на вопросы, вы вправе задать ему дополнительные вопросы. На эти вопросы эксперт отвечает в рамках дополнительной экспертизы, которую назначает налоговый инспектор.

Обратите внимание, что результаты экспертизы вы можете оспорить, если во время ее проведения были допущены нарушения. Так, например, ФАС Северо-Западного округа указал, что если в экспертном заключении не перечислены документы, которые были исследованы экспертом, то это является нарушением самой процедуры экспертизы, и такое заключение не может являться доказательством по судебному делу. Кроме того, суды обратили внимание и на неоднозначный (вероятностный) вывод эксперта. (Постановление от 4 декабря 2009 г. № А56-48361/2008). А вот арбитражные судьи Северо-Кавказского округа обратили внимание на должность эксперта, подписавшего заключение. Она не соответствовала лицу, назначенному на проведение этой экспертизы (Постановление от 20 мая 2009 г. № А15-1780/2008).

Минфин России в письме от 1 апреля 2016 года № 03-02-07/1/19164 напомнил, что в случае возникновения дополнительных вопросов при проведении экспертизы налогоплательщик имеет право их задать. Но эти вопросы не должны расширять предмет исследования эксперта, определенный налоговой инспекцией.

Проведение экспертизы имеет еще ряд "тонких" моментов, которые вы должны иметь в виду. Так если инспекция не ознакомит организацию с постановлением, суд может признать заключение эксперта недопустимым доказательством (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2013 г. № А45-23839/2012).

В нескольких судебных спорах арбитры указали, что получение компанией уведомления о дате и месте проведения экспертизы в день проведения экспертизы не является нарушением ее прав (Постановлении ФАС Западно-Сибирского от 26 декабря 2013 г. № А27-2427/2013). Не нарушает права налогоплательщика и ситуация, в которой компанию, получившую разрешение присутствовать на экспертизе, несвоевременно уведомили о месте и времени проведения экспертизы (Определение ВАС РФ от 17 декабря 2012 г. № ВАС-16191/12).

А ФАС Московского округа уточняет, что отдельное ознакомление компании с заключением эксперта вне рассмотрения материалов проверки Налоговым кодексом не предусмотрено (постановления от 11.05.2011 № КА-А40/3847-11, от 22.04.2010 № КА-А40/3561-10).

Имейте в виду, что если эксперт даст заключение о том, что счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами, то это не может свидетельствовать о получении вашей компанией необоснованной налоговой выгоды без наличия других обстоятельств, подтверждающих подложность документов. На это указал Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 7 июня 2016 года № Ф10-1307/2016 по делу № А62-6126/2015.

Специалистов налоговики привлекают, как правило, чтобы получить информацию, находящуюся в компьютере, или оценить ваше имущество. Чаще всего это нужно при осмотре помещений, выемке документов и предметов, аресте имущества.

Специалист не может быть заинтересован в исходе дела. В отличие от эксперта ему не нужно составлять заключение. В дальнейшем специалист может быть допрошен по тем же обстоятельствам в качестве свидетеля.

Если нужно перевести текст документа с иностранного языка, чтобы понять, связан ли он с исчислением и уплатой налогов, налоговики привлекают переводчиков. Но это бывает очень редко, так как фирмы обязаны вести документооборот на русском языке.

Инвентаризация во время налоговой проверки

Чтобы убедиться, что данные об имуществе, отраженные в ваших документах, соответствуют действительности, налоговики могут провести инвентаризацию. Распоряжение об этом дает руководитель налоговой инспекции (его заместитель). Форма распоряжения утверждена совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 года.

Инвентаризация проходит так.

Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы распоряжение о проведении инвентаризации.

Обратите внимание: в нем должны быть указаны причины и сроки инвентаризации, состав комиссии и перечень имущества, которое подлежит инвентаризации. В этом мероприятии участвуют материально ответственные лица и работники бухгалтерии.

Сначала вы представляете налоговикам приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии ставит на этих документах свою визу с указанием: «до инвентаризации на „...“ (дата)». Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Затем члены комиссии приступают к подсчету вашего имущества. Вы обязаны создать им все необходимые для этого условия: предоставить в помощь людей, измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т. д. При том вы должны предоставить только то оборудование и рабочую силу, которые имеются у вас в распоряжении (Решение Верховного Суда от 24 ноября 2015 года № АКПИ15-1111).

В ходе судебного разбирательства судьи установили, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Это не приведет к дополнительным материальным затратам, поскольку ведение деятельности на производственных, складских, торговых и иных помещениях и территориях и извлечение прибыли не может осуществляться без рабочей силы для взвешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов.

Кроме того, любой экономический субъект и без проверок обязан проводить инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А значит, необходимые приборы и рабочая сила есть у каждого налогоплательщика (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25 февраля 2016 г. № АПЛ16-25).

Сведения об имуществе записывают в инвентаризационные описи и акты, которые составляют в двух экземплярах. Эти документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Причем материально ответственные лица в конце описи дают расписку в том, что они присутствовали на инвентаризации и не имеют к членам комиссии никаких претензий.

По результатам инвентаризации налоговики составляют ведомость, в которой указывают выявленные недостачи и излишки имущества. Этот документ подписывает председатель инвентаризационной комиссии.




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.