.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как оформляются результаты выездной проверки

Последний раз обновлено:

Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 100 Налогового кодекса. Отступления от этого порядка могут послужить основаниями, чтобы суд признал решение налоговой инспекции по результатам проверки недействительным.

Вот этот порядок.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке

После окончания проверки инспектор составляет справку о ее проведении. Форма справки приведена в приложении № 9 к приказу ФНС России от от 7 ноября 2018 № ММВ-7-2/628@.

Налоговики должны вручить вам справку в последний день проведения проверки.

О том, что справка об окончании проверки составлена, мы узнаем только тогда, когда нам ее вручили. И только после вручения справки проверка считается завершенной. Значит, до момента ее вручения налоговики имеют такие же права и полномочия, что и в любой другой день проверки.

Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Это право сохраняется за проверяющими и в последний день проверки до момента составления справки о ее окончании (письмо Минфина России от 5 апреля 2018 г. № 03-02-08/21997).

Таким образом, только после получения справки вы можете не представлять налоговикам дополнительные документы, так как только в этом случае проверка считается законченной.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке вручается представителю ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки

Если справку инспекторы составляют сразу по окончании проверки, то акт – уже в налоговой инспекции не позднее двух месяцев со дня, когда была составлена справка. В нем они указывают все выявленные нарушения, статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за них, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. К акту должны быть приложены документы, являющиеся доказательствами выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Нарушение этого требования и непредставление документов, положенных в основу обвинений плательщика в неуплате налога, может привести к признанию решения по проверке недействительным.

То, что документы, которые упоминались в акте, не были вручены налогоплательщику, суд признал существенным нарушением процедуры проверки. А это ведет к безусловной отмене решения инспекции . Основание - пункт 14 статьи 101 НК РФ.

Более того, суд не разрешил инспекции представлять документы непосредственно в ходе разбирательства. Ведь оно и ведется потому, что тех документов, которые были вручены налогоплательщику вместе с актом, для доначислений, выдвинутых к его адрес, недостаточно (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2020 г. № Ф02-2821/2020 по делу № А19-10393/2018).

А тем, кто получает «обвинительный» акт проверки, тоже наука: тщательно проверяйте, все ли документы к нему приложены. Если не все, идите в суд за отменой решения.

В документах также могут содержаться конфиденциальные сведения. К таким сведениям относятся банковская, налоговая тайна, персональные данные и др. Их нужно предоставлять в виде заверенных выписок.

В Определении от 28 июля 2020 г. № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019 ВС РФ конкретизировал порядок ознакомления проверяемого с материалами, подтверждающими факт налогового нарушения.

1.Прилагать к акту документы не требуется, если сведения из них были непосредственно включены в текст акта.

2.Право на ознакомление с оригиналами этих документов, в т. ч. путем снятия копий, у налогоплательщика имеется. Отказывать в этом со стороны инспекции неправомерно.

3.Налогоплательщик не может требовать от ИФНС представить документы, содержащие банковскую тайну, в электронном виде.

Форма акта налоговой проверки утверждена в приложении № 27 к приказу ФНС России от 7 ноября 2018 года № ММВ-7-2/628@. Также данным приказом утверждены Требования к составлению акта налоговой проверки.

Акт должен быть составлен в двух экземплярах (включая все приложения к нему). Один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой налоговики передают на подпись руководителю фирмы или предпринимателю. Они должны это сделать в течение пяти дней с момента составления этого акта.

Ваша подпись на акте – это формальность. Она не означает, что вы согласны с выводами, изложенными в нем. Если вы отказались подписывать акт, налоговая инспекция просто поставит на нем соответствующую отметку – на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, вы можете не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.

Если вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его вам по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма.

Если налоговая инспекция не вручила вам акт, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Пример

Налоговая инспекция провела выездную проверку в киоске, принадлежащем предпринимателю. По результатам проверки инспекторы составили акт, но предпринимателю его не вручили.

Спустя некоторое время налоговики обратились в суд, чтобы взыскать штрафы за выявленные в ходе проверки нарушения. Однако суд отказал инспекции в иске, так как она не представила предпринимателю акт проверки и тем самым грубо нарушила его права.

Обратите внимание на письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов». Теперь все налоговые проверки будут направлены на выявление и доказывание умысла налогоплательщиков в налоговых правонарушениях. Наличие умысла при неуплате налогов позволяет применить к нарушителю максимальный штраф по статье 122 НК РФ, а именно по пункту 3 этой статьи, который составляет 40% от неуплаченной суммы, что в два раза больше, чем предусмотрено пунктом 1 при отсутствии умысла. Также это может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Налоговым органам рекомендуется отражать информацию о наличии умысла в актах налоговых проверок.

Отмечено, что в актах налоговики используют недостаточно жесткие формулировки, на основании которых суду трудно установить умысел и которые свидетельствуют скорее об отсутствия умысла при совершении налогового правонарушения по неосторожности.

Так, например, часто налоговики используют формулировку «такое-то действие привело к неуплате налога». В методических рекомендациях написано, что нужно «ярко и однозначно интерпретировать и словесно комментировать деяния налогоплательщика как умышленного», чтобы не создавать «ложное представление о неосторожном или даже невиновном совершении налогового правонарушения». В частности - использовать слова «агрессивное налоговое планирование». Так суд поймет, какое решение ему следует принимать.

Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по итогам налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) инспекции. В методических рекомендациях отмечено, что он не связан квалификацией налогового правонарушения, данной проверяющими должностными лицами налогового органа в акте налоговой проверки, а вправе при вынесении решения ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые были установлены в акте, в том числе квалифицировать деяние налогоплательщика не по пункту 1 статьи 122, а по пункту 3 статьи 122 НК РФ.

Что делать после получения акта проверки

Итак, вы получили акт проверки. Прежде всего внимательно изучите его. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Получив акт, обязательно проверьте:

  • соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;
  • правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки;
  • не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;
  • не нарушены ли сроки проверки;
  • содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых вы нарушили, а также на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения. В противном случае акт проверки не будет соответствовать требованиям, установленным для этого документа;
  • действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговики;
  • каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Акт проверки – это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку. Если вы обнаружили в нем ошибки или не согласны с выводами проверяющих, вы можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает вам один месяц со дня получения акта.

Возражения на акт выездной налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе представить в ИФНС письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В каких случаях подавать возражения на акт выездной проверки

Возражения могут быть представлены в случае несогласия проверяемой организации:

  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в дополнении к акту налоговой проверки (п. 6.2 ст. 101 НК РФ).

В возражениях желательно указать реквизиты оспариваемого акта и доводы, опровергающие налоговые претензии проверяющих, возражения должны быть мотивированы. К письменным возражениям можно приложить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

У вас есть четыре недели с момента получения акта, чтобы подготовить и отправить инспекторам свои возражения.

Но течение сроков для представления возражений на акт проверки зависит от того, каким способом налоговики передали его организации:

  • если акт забрал руководитель или представитель организации лично – со дня получения акта;
  • если акт был получен по ТКС – с даты приема, которая указана в квитанции о приеме;
  • если акт был неправилен заказным письмом по почте, то днем получения является наиболее ранняя из дат – либо 6-ой рабочий день с даты отправки заказного письма либо день получения заказного письма из инспекции.

Начало течения срока для представления возражений на акт проверки – на следующий день после даты вручения акта. Истечет этот срок в 24:00 того числа, которое соответствует дате вручения акта, но уже в следующем месяце. Если в следующем месяце такого числа нет, то последний день на подачу возражений закончится в последний календарный день этого месяца. Например, если акт вручен 31 мая 2021 года, то последним днем подачи возражений будет 30 июня.

Однако период, отведенный на представление возражений налоговикам, может увеличиться, если в него попадают праздничные и нерабочие дни.

Пример

Допустим, фирма получила акт проверки в пятницу 25 октября. Следующие два дня – выходные (26 и 27 октября). Поэтому срок для подачи возражения начинается с понедельника 28 октября. Последний день срока должен прийтись на 28 ноября. Однако в этот период попадает один праздничный день - 4 ноября. Значит, последним днем срока, когда фирма может представить возражения по акту, будет 29 ноября.

Форма подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Возражения по акту проверки вы можете изложить в произвольной письменной форме.

Постарайтесь четко и кратко сформулировать, с чем вы не согласны. Для налоговиков важно только то, с чем вы не согласны и чем подтверждаете свою позицию. Поэтому излагайте свои мысли по такому принципу: пункт акта, с которым вы не согласны, – аргументы в пользу вашей точки зрения со ссылками на законы (указы, постановления, инструкции и т. д.). Если есть судебная практика, приведите и ее.

Решение по результатам проверки

Как только месячный срок, отведенный для представления возражений, истек, инспекторы передают материалы проверки своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 10 рабочих дней. Срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен известить вас о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки Ведь вы вправе участвовать в этом процессе лично или через своего представителя. Если вы подали заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговая инспекция обязана предоставить вам сведения о них не позднее двух дней до дня рассмотрения. Основание – абзацы 1 и 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ.

Процедура ознакомления с материалами выездной проверки может включать в себя визуальный осмотр, изготовление выписок и снятие копий соответствующих документов (Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ).

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

Отметим, что при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляют ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель налоговой инспекции или его заместитель своим решением может:

  • привлечь фирму или предпринимателя к налоговой ответственности;
  • отказать в этом;
  • назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в срок, не превышающий один месяц.

Обратите внимание, что решение должен выносить тот руководитель (заместитель руководителя), который рассматривал все материалы проверки. Если документы по проверке рассматривал один сотрудник инспекции, а решение подписал другой, то это является существенным нарушением процедуры проверки (письмо ФНС России от 11 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3968@). При таком нарушении решение можно оспорить.

Копию решения налоговики должны вручить руководителю фирмы (его заместителю) под расписку в течение пяти дней после дня его вынесения.

Дополнительные контрольные мероприятия, когда по итогам рассмотрения ее материалов требуются еще доказательства или факта нарушения, или, наоборот, его отсутствия, предусматривает пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса. Это могут быть встречная проверка, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Формы решений, которые выносятся по результатам налоговой проверки, приведены к приказу ФНС России от 7 ноября 2018 года № ММВ-7-2/628@.

Если вы уклоняетесь от получения решения, налоговая инспекция отправит вам его по почте заказным письмом.

По пункту 5 статьи 31 Налогового кодекса документы, которые налоговые службы используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отправляются по почте:

  • налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
  • налогоплательщику – иностранной организации – по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в ЕГРН;
  • налогоплательщику – индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем – по адресу места его жительства (места пребывания) или сообщенному налоговой службе адресу, содержащемуся в ЕГРН. Форму заявления о предоставлении упомянутыми лицами такого адреса должна утвердить ФНС России.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Если для принятия решения (о привлечении к ответственности или об отказе в этом) собранных материалов недостаточно, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) назначает дополнительные мероприятия налогового контроля.

К таким мероприятиям, в частности, относятся: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Минфин в письме от 15 июля 2016 года № 03-02-07/1/41426 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено ограничение количества дополнительных мероприятий налогового контроля. Но при этом четко установлен срок проведения таких мероприятий - один месяц. Для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ). То есть в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько дополнительных мероприятий налогового контроля, но при этом их продолжительность не должна превышать одного месяца.

С материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, вы вправе ознакомиться и представить налоговой инспекции соответствующие пояснения или возражения. И хотя срок и порядок таких действий Налоговым кодексом не описан, их обязательность признают и судьи, и налоговики (п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Обратите внимание, что решение о привлечении к ответственности и взыскании задолженности может быть вынесено налоговым органом в отношении взаимозависимого лица компании. На это указал Верховный Суд в Определении от 2 ноября 2015 года № 305-КГ15-13737. При этом налоговый орган должен доказать, что компания действительно является взаимозависимым и аффилированным лицом проверяемого налогоплательщика.

Когда инспекция может вносить изменения в решение по проверке

По общему правилу, решение, принятое инспекцией по результатам проверки, не должно меняться с момента вынесения до окончательного утверждения последней судебной инстанцией.

Разрешается исправлять описки, опечатки и арифметические ошибки, допущенные при составлении первоначального текста (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

А в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июля 2020 г. № Ф06-50059/2019 по делу № А57-10038/2018 судьи сформулировали еще одно допущение правки решения.

В решение по проведенной проверке допускается вносить правки, которые улучшают положение налогоплательщика. При этом это может быть как полная отмена решения, так и отмена его части. Даже после вступления решения в силу или после того, как налогоплательщик успел обжаловать не устроившее его решение.

Имейте в виду, что налоговая инспекция в ходе выездной проверки может принять решение об изменении размера налоговой обязанности налогоплательщика на основе дополнительных доказательств. И если даже по ранее проведенной камеральной проверке есть решение суда (например, об опровержении налогового правонарушения), то по результатам последующей выездной проверки вас могут привлечь к налоговой ответственности. Такое решение вынес Конституционный суд в определении от 10 марта 2016 года № 571-О.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Письменное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов должно быть направлено фирме в течение 20 дней с момента вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности (решение вступает в силу , как правило, по истечении одного месяца со дня вручения).

Формы требований приведены в приказе ФНС России от 14 августа 2020 г № ЕД-7-8/583@. В них налоговая инспекция должна указать все необходимые данные, чтобы можно было понять, что за налог вам приходится доплачивать и какие санкции вам начислены. 

Если из содержания требования невозможно установить, за какой период и на основании какого расчета были начислены санкции, это не позволяет выяснить, правомерно ли они начислены. Поэтому это будет служить основанием для отмены требования в суде.

ИФНС России № 100 по г.Москве Перваяул, 7, , ,
Москва г, 100100
Руководителю
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОМАШКА"
ИНН/ КПП 9705121212/ 70010001 Вторая ул, 92, стр 8, МОСКВА Г, 105105

ТРЕБОВАНИЕ № 664
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций,
индивидуальных предпринимателей)
по состоянию на 31.01.2019

    ИФНС России № 100 по г.Москве ставит в известность ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОМАШКА" ИНН/ КПП ИНН/ КПП 9705121212/ 70010001 Вторая ул, 92, стр 8, МОСКВА Г, 105105 о том, что за ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОМАШКА" числится (выявленана) недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам, которые на основании законодательства о налогах исборах указанное лицо обязано уплатить (перечислить):

Наименование налога, сбора, страховые взносы Недоимка, руб. < * > Пени,
руб.
Штра
фы,
руб.
Проце
нты,
руб.
Код бюджетной классификации ОКТМО
(ОКАТО)
КПП
обособ­
лен
ного
подраз­
деления
Код
налого
вого
орга
на
1 Страх.взносы на обязат.пенс.страховани е в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 прочие начисления   45.45     18210202010062110160 45375000    
2 Страх.взносы на обязат.соц.страх. по врем.
нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017прочие начисления
  1.45     18210202090072100160 45375000    
3 Страх.взносы на
обязат.соц.страхование
по
врем.нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017прочие начисления 4кв2018г.
24762.29       18210202090071010160 45375000    
  Итого 24762.29 46.90     Х Х Х Х

СПРАВОЧНО:
По состоянию на 31.01.2019 г. за ООО "Ромашка" числится общая задолженность в сумме 24809.19 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 24762.29 рублей, которая подлежит уплате (перечислению).
Основание взимания налогов (сборов) - невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п.1 статьи 23, п.1 статьи 45 части 1 Налогового Кодекса РФ.
Основание взимания пени: ст. 75 части 1 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (17.12.2018) 7.750 % годовых.
ИФНС России № 100 по г. Москве предлагает числящуюся за ИНН 9705121212 КПП 70010001 ООО "Ромашка" согласно лицевым счетам задолженность погасить в срок 20.02.2019г.. В СЛУЧАЕ НЕСОГЛАСИЯ С ТРЕБОВАНИЕМОБРАЩАТЬСЯ В ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ (495)400-00-02,(495)400-00-01
Уважаемые налогоплательщики - физические лица!
Вы можете проверить наличие задолженности перед государством по налогу на имущество, транспортному и земельному
налогам. Для этого необходимо зайти на официальный сайт ФНС России в сети Интернет: www.nalog.ruраздел "Личный кабинет налогоплательщика", где Вам необходимо ввести обязательные реквизиты: Фамилию,Имя, Отчество, ИНН. При наличии задолженности можно сразу сформировать платёжный документ для оплаты. Просим указывать свой адрес прописки. Обновление информации происходит ежедневно.
По интересующим Вас вопросам обращаться в Контакт-центр в г. Москве по телефону 8 800 222 2222
При наличии разногласий в части начисления соответствующих пеней предлагается провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения настоящего требования.
В случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 20.02.2019 года, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статьи 45, 46, 47, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации) меры по взысканию налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), а также обеспечительные меры.

< *** > В связи с тем, что обязанность
(полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента))
по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от "  "      20  г. №   , требование от "  "      20  г. №     отзывается.

Исполнитель Иванова Светлана Ивановна           Телефон (495)400-00-01
Получено
(подпись и Ф.И.О. руководителя организации (индивидуального предпринимателя), иного законного (уполномоченного) представителя организации (индивидуального предпринимателя), дата получения)

<*> При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).
<**> Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) - организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.
<***> Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) - организации, (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю уточненного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Срок исполнения требования – восемь рабочих дней или более продолжительный период, указанный в требовании (п. 3 ст. 69 НК РФ). Если срок заведомо нереален – обращайтесь в суд.

Также подпись должностного лица не является обязательной в требовании об уплате налогов. Это признал Верховный Суд РФ, а ФНС, со своей стороны, считает, что отсутствие подписи не нарушает права налогоплательщиков(Решение Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. № АКПИ17-969). Содержащиеся в форме требования сведения позволяют получить всю необходимую информацию - о размере задолженности, основаниях ее взимания, сроках погашения, правовых последствиях и т. д.

Когда требование считается полученным

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом; 
  • передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 69 НК РФ). 

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование считается по умолчанию полученным в тот день, который указан в квитанции о получении. Квитанцию о получении требования теперь нужно направлять в инспекцию в течение 6 рабочих дней с момента получения требования. 

Но если требование о направлении квитанции раньше было обязательным, то теперь эта формальность не является обязательной. Если налогоплательщик не отправил квитанцию в налоговую, то все равно считается, что он получил требование об уплате налогов на 6-й день с даты его отправки. Шесть дней отсчитываются со дня, следующего за днем направления требования.

То есть, согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ, требование в любом случае считается врученным по истечении 6 дней с даты отправки. В том числе и заказным письмом, даже если должник не получил его.

Срок исполнения требования

На то, чтобы оплатить недоимку, у налогоплательщика есть 8 рабочих дней (п. 3 ст. 69 НК РФ).

В связи с введением единого налогового счета ФНС установила переходный период. 

Правительство РФ постановлением от 29 марта 2023 года № 500 продлило предельные сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания. 

Так, предельный срок для отправки требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в 2023 году увеличивается на шесть месяцев. По требованиям, которые будут направлены в апреле 2023 года, установлен более длительные сроки их исполнения: до 1 месяца вместо 8 дней.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.