.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Последний раз обновлено:

Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – функция Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Для ее реализации в составе региональных управлений МЧС России образованы территориальные отделения надзорной деятельности. Их инспекторы, проводя проверки в указанной области, в первую очередь руководствуются:

  • КоАП РФ;
  • Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ;
  • Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ;
  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
  • Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года №305);
  • Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года № 712);
  • Административным регламентом, утвержденными приказом МЧС России от 14 июня 2016 года № 323.

Кого и что проверяют инспекторы МЧС

Предметом проверок МЧС России является:

1. соблюдение требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ установлено, что организации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Кроме того, организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Статьей 10 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ установлено, что граждане:

  • проходят обучение в области гражданской обороны;
  • принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  • оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны;

2. соблюдение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

«Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Основные принципы защиты от чрезвычайных ситуаций изложены в статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.

Проверить МЧС России может любую организацию или предпринимателя. Однако очевидно, что наибольшее внимание проверяющие будут уделять промышленным и опасным объектам: заводам, электростанциям, гидротехническим сооружениям и так далее, а также объектам, которые находятся от них в непосредственной близости.

Одной из функций контролирующих лиц является учет объектов надзора. Все объекты государственного надзора учитываются инспекторами в специальном журнале. Ежегодно (в срок не позднее 31 декабря) все объекты надзора закрепляются за должностными лицами отдельным распорядительным документом руководителя МЧС.

На каждый вверенный объект надзора инспектор формирует контрольно-наблюдательное дело (КНД). В нем указывается (содержится) следующая информация:

  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • копии распоряжений о проведении проверок;
  • акты проверок со всеми приложениями;
  • предписания по устранению нарушений;
  • копии протоколов;
  • постановления по делу об административном правонарушении;
  • оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за последние 5 лет.

Как только у инспекторов появляется информация о новом объекте надзора, на этот объект заводится КНД (в срок не позднее 10-ти дней).

Каждое контрольно - наблюдательное дело состоит из трех разделов:

  • общие сведения об объекте надзора;
  • сведения о надзорных мероприятиях;
  • копии документов;

Как проходит проверка

Проверки МЧС бывают плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые публикуются в сети Интернет.

Основанием для включения в план проверок является истечение трехлетнего срока со дня:

  • государственной регистрации организаций, эксплуатирующих критически важные объекты и потенциально опасные объекты;
  • окончания проведения последней плановой проверки организаций.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

1. истечение срока исполнения фирмой или предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения;

2. обращения граждан, информация от органов государственной власти и из средств массовой информации об угрозе причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан;

3. поручения Президента или Правительства РФ, требование прокурора.

Ограничения по периодичности таких проверок нет. О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. Если в результате деятельности фирмы (предпринимателя) причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения каждой проверки (документарной и выездной по отдельности) не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Как правило, контрольные мероприятия в отношении фирмы (предпринимателя) начинаются с документарной проверки. Она проводится в территориальном отделении надзорной деятельности МЧС России. В первую очередь проверяющие рассматривают документы фирмы (предпринимателя), имеющиеся в их распоряжении. Если их окажется недостаточно, контролеры запрашивают документы у фирмы (предпринимателя).

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и противоречия в документах, проверяющие могут потребовать представить пояснения в письменной форме. Если пояснения их не удовлетворят, документарная проверка может перерасти в выездную.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности предпринимателя). Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о назначении выездной проверки. Они также обязаны ознакомить вас со своими полномочиями, с целями, задачами, основаниями и сроками проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю.

Закончив проверку, инспекторы МЧС России составят акт проверки в двух экземплярах. Его форма утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141. Акт проверки подписывают проверяющие и представитель проверяемой фирмы (предприниматель). Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю или другому представителю фирмы или предпринимателю.

Если при проведении проверки инспекторы выявят какие-либо нарушения, они выдадут фирме (предпринимателю) предписание об их устранении. В предписании должны быть указаны сроки его исполнения. По истечении этого срока может быть проведена внеплановая проверка.

Ответственность за невыполнение предписания установлена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Фирму могут оштрафовать на сумму от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Руководитель фирмы и индивидуальный предприниматель могут быть оштрафованы на сумму от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалифицированы на срок до трех лет. Другому сотруднику фирмы, не выполнившему предписание, может быть назначен штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.

Помимо предписания инспектор МЧС может принять меры по привлечению фирмы (предпринимателя) к административной ответственности. Он составит протокол об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 28.2 КоАП РФ. В течение трех суток протокол будет передан руководителю территориального отделения надзорной деятельности или его заместителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней (ст. 29.6 КоАП РФ).

Вы имеете право присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда вас известили о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель территориального отделения надзорной деятельности (или его заместитель) выносит постановление, которым назначает наказание или прекращает производство по делу.

Копию постановления вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете его обжаловать. Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафа.

Ответственность по результатам проверки

Если в ходе проверки инспекторы МЧС выявят невыполнение требований норм и правил по предупреждению чрезвычайных ситуаций, фирму (предпринимателя) могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ. За такое нарушение предусмотрен штраф:

  • для фирмы - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Такое же наказание ждет фирму (предпринимателя) за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Если по результатам проверки будет выявлено невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, фирму (предпринимателя) также ждет штраф. Он предусмотрен статьей 20.7 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 20.7 КоАП РФ устанавливает наказание за невыполнение специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Штраф за это нарушение составит:

  • для фирмы - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы и предпринимателя - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если фирма или предприниматель не выполняют мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, они будут оштрафованы по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ. Штраф составит:

  • для фирмы - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы и предпринимателя - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.