.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Антимонопольное ведомство

Последний раз обновлено:

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) через свои региональные управления осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

Что проверяют инспекторы

Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ). Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну. Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.

Контролируя соблюдение законодательства о рекламе, ФАС проверит, является ли она добросовестной и достоверной, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к рекламе конкретных видов продукции. 

В последнее время ФАС уделяет особое внимание рекламе в Интернете.

Требование достоверности рекламы

О том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, написано в пунктах 2 и 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Так, недобросовестной признается реклама, которая:

  • содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  • представляет собой рекламу товара, если она осуществляется под видом рекламы другого сходного товара или под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
  • является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реклама признается недостоверной, если она содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках рекламируемого товара, включая его цену, и его преимуществах перед другими товарами, находящимися в обороте, и которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Что нельзя рекламировать

Нельзя рекламировать, в том числе в Интернете, такие товары, как, например:

  • товары, производство и реализация которых запрещены;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехники;
  • табак, табачную продукцию, табачные изделия и курительные принадлежности;
  • товары, не прошедшие необходимую госрегистрацию или сертификацию;
  • товары, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии в случае ее отсутствия.

Реклама вина

В письме от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 ФАС обращает внимание на ограничения рекламы вина, производимого на территории РФ из выращенного здесь же винограда. Она допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов (п. 1 части 2 ст. 21 Закона о рекламе).

В Интернете же эта реклама запрещена совсем (п. 8 части 2 ст. 21 Закона о рекламе). Никаких исключений для каких-либо сайтов, в том числе для сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, а также в отношении рекламы вина, распространяемой через мобильные приложения, не предусмотрено.

Возрастные ограничения информационной продукции

Закон о рекламе запрещает размещать рекламу информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания «детской» категории (6+, 10+, 12+ и т. д.).

Это продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Но здесь имеется исключение, установленное пунктом 6 части 4 статьи 10 указанного закона. Возрастной классификации подлежит не любой сайт в Интернете, а только такой, который является сетевым изданием, то есть который зарегистрирован в качестве СМИ в силу статьи 2 Закона РФ «О средствах массовой информации».

В рекламе сайта, не зарегистрированного в качестве СМИ, указывать категорию информационной продукции не требуется.

Кроме того, как указала ФАС в письме от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19, требование о такой классификации не распространяется на рекламу в Интернете, если объектом рекламирования выступает не информационная продукция, а другая, например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т. п.

Что является рекламой

Информация считается рекламой, если:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке;
  • является «рекламным креативом» - текст, картинка, видео, баннер и т.д.

Не является рекламой информация, содержащая сведения о:

  • реализуемых товарах, их ассортименте, правилах пользования;
  • хозяйственной деятельности компании;
  • акциях и мероприятиях, в том числе о скидках или акциях, когда информация о них размещена на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

Это относится и к такой информации, размещенной на сайте производителя или продавца, а также на их страницах в социальных сетях.

Сайт, как информационный ресурс, создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией. Посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

В письме ФАС от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 говорится, что не является рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.). Эта информация является результатом обработки поискового запроса пользователя, и на нее Закон о рекламе не распространяются.

Маркировка рекламы в интернете

С 1 сентября 2022 года всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ, нужно маркировать. Причем не важно на своем сайте вы рекламируете или через рекламораспространителя.

Распространять в интернете рекламу можно только при условии присвоения ей оператором рекламных данных идентификатора (уникальный набор цифр, токен). Это значит, что вся информация о рекламе должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Присвоенный идентификатор нужен для Роскомнадзора. С его помощью он осуществляет прослеживание и учет. На рекламе должны быть пометка «реклама», указание на рекламодателя или сайт с такой информацией.

Перечень информации о рекламе в интернете, которую собирает Роскомнадзор, приведен в распоряжении Правительства РФ от 30 мая 2022 № 1362-р.

Когда реклама считается промаркированной

Реклама считается промаркированной, если на ней указаны:

  • слово «Реклама»;
  • сведения о рекламодателе;
  • идентификатор ERID (токен).

Обратите внимание: маркировать нужно любые объявления и публикации, т.е. и платные, и бесплатные. Например:

  • статичные баннеры;
  • видеоролики, посты, эфиры, истории в социальных сетях;
  • тизеры, гиперссылки, QR-коды, которые обращают внимание пользователей на объект.

Не подпадают под маркировку социальная реклама и теле- и радиореклама, которую продублировали в интернете без изменений.

Процедура маркировки рекламы

Участниками процедуры маркировки могут быть:

  • рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
  • оператор рекламной системы – это новый участник рекламного рынка, лицо, которому принадлежит система, при помощи которой происходит размещение рекламы в интернете;
  • оператор рекламных данных (ОРД) – это владелец программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете.

Рекламодатель должен заключить договор с ОРД и внести в личный кабинет данные о себе и договоре с рекламораспространителем — номер, дату, предмет договора.

А рекламораспространитель, в свою очередь, обязан:

  • заключить договор с ОРД;
  • внести в ОРД данные о себе, заказчике (рекламодателе) и договоре.
  • добавить ссылку на «рекламную площадку» – блог или канал, где будет размещена реклама.

Сведения в ЕРИР передает оператор рекламных данных (ОРД).

Оператор рекламных данных (ОРД) – это компания, которая собирает информацию от всех участников цепочки рекламного размещения и передает ее в ЕРИР.

Список ОРД размещен на сайте Роскомнадзора.

Порядок, а также сроки передачи сведений о рекламе в Роскомнадзор закреплены в постановлении Правительства России от 28 мая 2022 г. № 974.

Процедура проверки

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия, как правило, начинаются с документарной проверки. Во время ее проведения сотрудники антимонопольного ведомства анализируют имеющиеся в распоряжении документы, а также, при необходимости, делают запрос проверяемому лицу на предоставление дополнительных документов и пояснений.

Причиной или поводом для назначения выездной проверки ФАС России нередко служат именно материалы, полученные в ходе документарной проверки.

При проведении выездной проверки ФАС России одним из наиболее эффективных контрольных мероприятий является осмотр. Данная процедура осуществляется на основании положений статьи 25.3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, на основании частей 1 и 2 вышеуказанной нормы должностные лица антимонопольного органа, проводящие выездную проверку в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица. В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица.

Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых.

В соответствии с частью 3 статьи 25.3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, если возникает такая необходимость, при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, а также делаются копии электронных носителей информации. При этом согласно защите конкуренции фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, прилагаются к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля (ч. 5 ст. 25.5 Закона № 135-ФЗ).

Оформление результатов

Когда все материалы собраны и проанализированы, инспекторы составляют в двух экземплярах акт проверки. В нем они опишут все нарушения или укажут на их отсутствие. 

В журнале проверок инспекторы должны сделать запись о проведенной проверке. Акт проверки вам вручат под расписку. Кроме того, инспекторы ФАС могут выдать предписание об устранении нарушений законодательства. Руководство проверяющих изучит материалы проверки и может поставить вопрос о возбуждении административного дела, которое будет рассмотрено в порядке, установленном КоАП РФ.

За что штрафует ФАС

Нарушителей законодательства о рекламе (создателя, заказчика, распространителя рекламы) антимонопольщики могут наказать по статье 14.3 КоАП РФ.

Штраф составит:

  • для фирмы – от 100 000 до 500 000 рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя – от 4000 до 20 000 рублей.

За другие проявления недобросовестной конкуренции ответственность предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. Штраф для руководителя фирмы или предпринимателя по части 1 этой статьи – от 12 000 до 20 000 рублей, а для фирмы - от 100 000 до 500 000 рублей.

Если недобросовестная конкуренция выразилась во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (например, был использован чужой товарный знак), наказание будет строже (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ):

  • для руководителя фирмы или предпринимателя – штраф 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • для фирм – штраф от одного до пятнадцати процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 000 рублей.

Кроме того, фирме, проигнорировавшей решение, предписание антимонопольного ведомства или его управления, грозит штраф: минимум – 100 000 рублей, максимум – 500 000 рублей, а ее директору или предпринимателю – от 8000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет (ч. 2.1 – 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ).

Штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы

С 1 сентября 2023 года для участников рекламного рынка введены штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 274-ФЗ.

Штрафы за распространение рекламы без маркировки либо нарушение требований к его размещению установлены в следующих размерах (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ):

  • для физлиц – от 30 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб.;
  • для юрлиц – от 200 000 до 500 000 руб.

Штрафы за непредставление в Роскомнадзор данных о рекламе либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации (ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ):

  • для физлиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 руб.;
  • для юрлиц – от 200 000 до 500 000 руб.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушение обязанностей для операторов рекламных данных. Их могут наказать за нарушение порядка работы с Роскомнадзором и несоблюдение других требований, которые касаются маркировки рекламы в интернете (ч. 17 ст. 14.2 КоАП РФ).

Размер штрафа: для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб. и для юрлиц – от 300 000 до 700 000 руб.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.