.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

На какие нарушения можно пожаловаться в прокуратуру

Последний раз обновлено:

Типичными нарушениями для большинства регионов являются:

  • проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры; нарушение порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о проведении плановых и внеплановых проверок;
  • проведение проверки без распоряжения (приказа);
  • неправильное оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • превышение полномочий контролирующими органами при проведении проверок (проведение проверок за рамками предмета конкретной проверки);
  • нарушение порядка оформления результатов проверок;
  • проведение проверок в отсутствие оснований для их проведения, необходимого распоряжения на проверку;
  • нарушения сроков проведения проверок; ограничений, установленных статьей 15 Закона № 294-ФЗ.

Воспользоваться Законом № 294-ФЗ при проведении полицейских проверок организация не может, так как он не применяется к действиям силовиков при проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора.

Нарушения основных принципов защиты прав предпринимателей

Допускаются нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных статьей 3 Закона № 294-ФЗ.

Например, принципа презумпции добросовестности предпринимателя.

Имейте в виду, что если в официальных документах проверки в качестве ее задачи указаны «принятие мер по результатам проверки», «привлечение виновных к административной ответственности» – это прямое нарушение презумпции добросовестности. Документ с такими формулировками можно обжаловать в прокуратуру.

Нередко допускаются нарушения требований к организации и проведению плановой проверки, установленных статьей 9 Закона № 294-ФЗ.

Должностными лицами органов контроля зачастую не соблюдаются даты и сроки проведения проверочных мероприятий, отраженные в плане (фактически проверки проводятся за пределами сроков, установленных планом работы).

Например, имеются факты проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с превышением установленных законом сроков (свыше пятнадцати часов для микропредприятий).

Распространены факты нарушения сроков проведения проверок, установленных статьей 13 Закона № 294-ФЗ, в том числе их необоснованное продление.

Срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность через филиальную сеть на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому обособленному подразделению. Общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Обратите внимание: как известно, срок проверки для малого или микропредприятия устанавливается в часах (п. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). В этот срок засчитывается только время непосредственного нахождения проверяющих на территории осуществления деятельности проверяемого лица. Не учитывается время подготовки к выездной проверке, проведения экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21 января 2010 г. № 01/549-10-32).

Нередко необоснованно продлевается срок контрольного мероприятия в нарушение требований части 3 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, которая допускает продление срока контрольного мероприятия только в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля.

Хозяйствующие субъекты ненадлежаще уведомляются о продлении срока проведения проверки.

Допускаются факты нарушения установленных статьей 15 Закона № 294-ФЗ ограничений при проведении проверок, в том числе незаконное проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, истребование от хозяйствующих субъектов документов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, превышение контролирующими органами установленных сроков проведения проверок.

Часто о проведении плановой проверки юридические лица уведомляются уже после начала ее проведения либо в материалах дел вообще отсутствуют сведения об уведомлении юридического лица.

В распоряжениях о проведении плановых проверок не указываются перечень истребуемых документов, вид проверки.

Зачастую допускается проведение плановых проверок без учета разработанного плана проведения плановых проверок, не соблюдаются сроки уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о времени проведения выездных плановых проверок.

В план контрольно-надзорной деятельности с несоблюдением периодичности включаются хозяйствующие субъекты, деятельность которых является предметом проверки до истечения установленого 3-летнего срока.

Обратите внимание: грубым нарушением со стороны проверяющих считается проведение плановой проверки вне ежегодного плана проверок. По заявлению проверяемого результаты такой проверки должны быть отменены (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

В нарушение требований части 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в планах проведения плановых проверок не содержатся обязательные сведения, отсутствует мотивация оснований проведения мероприятий по контролю.

Распространены нарушения порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о начале проверок.

В ходе проверок прокурорами выявлены многочисленные факты игнорирования требований законодательства о необходимости предварительного уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, определенных законом. В нарушение пункта 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, устанавливающего срок уведомления хозяйствующего субъекта о предстоящей проверке не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения, во всех случаях при осуществлении как плановых, так и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий работодатели уведомляются об их проведении только в день их начала.

Кроме того, распоряжения о плановых проверках выносятся за день до их проведения, что не позволяет в установленный законом срок уведомить проверяемую организацию.

Практически повсеместно встречаются нарушения статьи 16 Закона № 294-ФЗ в части порядка оформления результатов проверок, в том числе сроков составления актов проверок, ознакомления с их результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

Нарушения при составлении актов проверок допускаются практически всеми органами контроля.

Типичными из них являются:

  • общее несоответствие типовой форме; отсутствие сведений о представителе юридического лица (индивидуального предпринимателя), участвовавшего при проведении проверки;
  • отсутствие сведений об ознакомлении данных лиц с актом проверки;
  • отсутствие даты, сведений о времени и продолжительности проведения проверок.

Нарушения административного законодательства

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий сложилась практика нарушения административного законодательства. Перечислим эти нарушения.

1. Составление протокола по делу об административном правонарушении с нарушением установленных сроков (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

2. Составление одного протокола в отношении одного лица по фактам совершения им нескольких правонарушений (ч. 1 ст .4.4 КоАП РФ).

3. Отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении сведений, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

4. Отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении, определении о возбуждении дела об административном правонарушении сведений о вручении под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, копии протокола, определения (ч. 6 ст. 28.2, ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).

5. Непринятие мер по разъяснению прав лицу, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

6. Нарушение процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, составление протокола по делу об административном правонарушении при неустановлении виновного лица (ч. 4 ст. 28.1, ст. 28.2 и ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

7. Непринятие мер по составлению протокола об изъятии вещей (ч. 5 ст.27.10 КоАП РФ).

8. Составление протокола об изъятии вещей, являвшихся орудиями совершения правонарушения, без понятых и видеозаписи либо в присутствии одного понятого (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ).

9. Составление протокола осмотра территории в отсутствие понятых и без применения видеозаписи (ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ).

10. Направление протокола по делу об административном правонарушении в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, с нарушением установленного частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ срока с момента его составления.

11. Необоснованное возвращение протокола по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

12. Нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6 КоАП РФ).

13. Использование в качестве доказательств по делам экспертных заключений об оценке товаров, не отвечающих требованиям законодательства, а именно не содержащих подробное описание объекта оценки, методов определения и расчетов стоимости товаров (ч. 3 ст. 26.2 , ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ).

14. Непринятие мер к выяснению отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие сведений о них в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 4.1, ст. 24.1, ст. 26.1 КоАП РФ).

15. Отсутствие в постановлении сведений о лице, в отношении которого рассмотрено дело, дате рассмотрения дела, месте и времени совершения правонарушения (ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ).

16. Отсутствие в постановлении сведений о судьбе изъятых вещей (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

17. Отсутствие сведений о вручении либо о дате вручения под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, копии постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

18. Назначение по делу наказания, размер которого выходит за рамки санкции статьи (без учета новых изменений в законе) (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

19. Назначение по делу за совершение нескольких правонарушений наказания лишь за одно из правонарушений без учета требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

20. Уничтожение изъятых у нарушителей вещей, подвергающихся быстрой порче, с нарушением порядка, установленного частью 1 статьи 27.11 КоАП РФ и пунктом 12 Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694), а именно: без заключения соответствующего эксперта и в отсутствие уполномоченной комиссии и понятых.

Процессуальные нарушения

В протоколах об административных правонарушениях, составляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, зачастую отсутствуют:

  • волеизъявление законного представителя юридического лица дать объяснения (либо отказаться от этого) о получении копии протокола;
  • указания на событие административного правонарушения;
  • подписи лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;
  • необходимые сведения о форме вины и обстоятельствах совершения административного правонарушения проверяемыми предпринимателями;
  • отметки о разъяснении привлекаемым к административной ответственности предпринимателям их прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.

Подобные нарушения ущемляют права хозяйствующих субъектов, нарушая один из основополагающих принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), установленных статьей 3 Закона № 294-ФЗ – возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю.

Кроме того, указанные процессуальные нарушения не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Нарушения Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Сотрудниками органов внутренних дел нередко проводятся незаконные мероприятия по выявлению административных правонарушений в деятельности хозяйствующих субъектов.

Делается это под видом оперативно-розыскных мероприятий, причем с грубым нарушением Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

То есть имеет место необоснованная подмена контролирующих органов и незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность организаций. Такие действия полиции прокуратура вправе опротестовать.

Пример

Сотрудниками ОБЭП ОВД по одному из муниципальных районов Московской области проведена проверочная закупка в магазине «Вино и водка» (принадлежащем ООО «М…»). Кроме того, начальником ОВД запрошены копии документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Как показала проверка, указанные проверочные мероприятия проводились на основании постановления начальника ОВД по муниципальному району о проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с наличием информации о совершаемом на торговом объекте административном правонарушении. При этом сотрудниками ОБЭП ОВД не было учтено, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 198-О статьей 7 Федерального закона от 1 2 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление, в связи с чем наличие информации о совершаемом административном правонарушении не является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Начальнику ОВД по муниципальному району прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, а также в горсуд направлен протест на постановление по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «М…», которые рассмотрены и удовлетворены.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.