Плановые и внеплановые проверки
Последний раз обновлено:
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана.
Периодичность плановых проверок работодателей устанавливается по категориям риска:
- одна проверка в течение 2 лет – для работодателей с высоким риском;
- одна проверка в течение 3 лет – для работодателей со значительным риском;
- одна проверка в течение 5 лет – для работодателей со средним риском;
- одна проверка в течение 6 лет – для работодателей с умеренным риском.
У работодателей, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводят.
Структурные подразделения Роструда и территориальные инспекции работу над планом проверок на следующий год начинают со второго квартала текущего года, то есть года, предшествующего году проведения проверок.
В срок до 10 июня определяют перечни хозяйствующих субъектов указанных выше категорий риска.
До 1 сентября проект ежегодного плана направляется для рассмотрения в прокуратуру, затем его до 1 ноября дорабатывают и направляют в прокуратуру уже готовый вариант.
Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября направляется в Роструд, откуда документ направляется в структурные подразделения Роструда или его территориального органа для реализации.
На основании этого плана не позднее чем за 10 календарных дней до начала года проверок терорганы разрабатывают квартальные планы-графики и ежемесячные графики проверок.
Порядок проверок Роструда утвержден Административным регламентом, утвержденным приказом от 13 июня 2019 года № 160. Приказом от 22 апреля 2020 г. № 103 в него внесены изменения. В частности, из него исключено положение о том, что Роструд публикует годовой план проверок на своем сайте.
О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.
С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - всех остальных работодателей применяются проверочные листы, которые представляют собой списки контрольных вопросов.
Это означает, что при проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).
Это вопросы по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10 ноября 2017 года № 655.
Внеплановая проверка Роструда
Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой.
О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в пункте 10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). С учетом дополнения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2016 № 1213, основаниями к внеплановой проверке служат следующие.
1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, а также других выплат, причитающихся работнику;
- установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. Приказом Минтруда от 27 марта 2023 г. № 215 определены такие риски, при наличии которых проведут внеплановую проверку:
- возросшее количество несчастных случаев, имеющих легкие последствия – с учетом среднесписочной численности работников;
- у организации, зарегистрированной в ЕГРЮЛ или ЕГРИП свыше 12 месяцев назад, нет сведений о результатах СОУТ в спецреестре ФГИС СОУТ;
- после проведения проверки СОУТ прошло свыше пяти лет при наличии вредных и опасных условий труда.
На что обращать внимание в ожидании внеплановой проверки
Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса.
Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен.
Самостоятельным основанием для внеплановой проверки (независимо от наличия угрозы) с 11 января 2018 года стало сообщение любого лица (юридического лица и гражданина, включая ИП), а также информация от органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ в Роструд о том, что работодатель:
- не оформляет с работниками трудовые отношения;
- заключает гражданско-правовые договоры вместо трудовых.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 502-ФЗ внес в статью 360 Трудового кодекса новый абзац 5, устанавливающий это дополнительное основание для внеплановой проверки Роструда. После сообщения проверка последует незамедлительно. Согласования с прокуратурой в связи с такой проверкой не требуется, хотя обязанность известить ее остается.
А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит - к нему комиссия придет без предупреждения.
Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:
- на должностных лиц - от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
- на ИП - от 5000 рублей до 10 000 рублей;
- на юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей.
Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы.
Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:
- свои фамилию, имя, при наличии – отчество;
- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
- почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю.
Предостережение
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 установлено, что контролирующий орган вправе не выходить на внеплановую проверку, а вместо этого направить в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
На это предостережение получатель вправе:
- подать возражения в контрольный орган, направивший предостережение;
- уведомить его об исполнении предостережения.
Объявят предупреждение (а не назначат внеплановую проверку), если из сведений, поступивших в орган контроля, следует, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:
- нарушение является незначительным, то есть вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства не причинен, непосредственной угрозы указанных последствий или чрезвычайной ситуации нет;
- виновник ранее к ответственности не привлекался;
- сведения не являются анонимными.
Предостережение составят и направят не позднее 30 дней со дня получения сведений.
В нем не должно содержаться требование о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.
Предостережение должно содержать:
- указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
- информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Там должно быть указано, что получатель в срок не менее 60 дней со дня направления предостережения должен направить уведомление об исполнении предостережения.
В уведомлении об исполнении предостережения указываются (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данный документ оформляется при отсутствии возражений на предостережение и направляется контролирующему органу в установленный срок.
В возражениях указывается (со ссылкой на дату и номер предостережения) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контрольный орган рассматривает возражения и по итогам направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
В дальнейшем результаты рассмотрения возражений используются при организации и проведения различных профилактических мероприятий.
Весь документооборот осуществляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!