.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Плановые и внеплановые проверки

Последний раз обновлено:

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана.

Периодичность плановых проверок работодателей устанавливается по категориям риска:

  • одна проверка в течение 2 лет – для работодателей с высоким риском;
  • одна проверка в течение 3 лет – для работодателей со значительным риском;
  • одна проверка в течение 5 лет – для работодателей со средним риском;
  • одна проверка в течение 6 лет – для работодателей с умеренным риском.

У работодателей, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводят.

Структурные подразделения Роструда и территориальные инспекции работу над планом проверок на следующий год начинают со второго квартала текущего года, то есть года, предшествующего году проведения проверок.

В срок до 10 июня определяют перечни хозяйствующих субъектов указанных выше категорий риска.

До 1 сентября проект ежегодного плана направляется для рассмотрения в прокуратуру, затем его до 1 ноября дорабатывают и направляют в прокуратуру уже готовый вариант.

Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября направляется в Роструд, откуда документ направляется в структурные подразделения Роструда или его территориального органа для реализации.

На основании этого плана не позднее чем за 10 календарных дней до начала года проверок терорганы разрабатывают квартальные планы-графики и ежемесячные графики проверок.

Порядок проверок Роструда утвержден Административным регламентом, утвержденным приказом от 13 июня 2019 года № 160. Приказом от 22 апреля 2020 г. № 103 в него внесены изменения. В частности, из него исключено положение о том, что Роструд публикует годовой план проверок на своем сайте.

О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - всех остальных работодателей применяются проверочные листы, которые представляют собой списки контрольных вопросов.

Это означает, что при проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Это вопросы по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10 ноября 2017 года № 655.

Внеплановая проверка Роструда

Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в пункте 10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). С учетом дополнения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2016 № 1213, основаниями к внеплановой проверке служат следующие.

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, а также других выплат, причитающихся работнику;
  • установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

4. Приказом Минтруда от 27 марта 2023 г. № 215 определены такие риски, при наличии которых проведут внеплановую проверку:

  • возросшее количество несчастных случаев, имеющих легкие последствия – с учетом среднесписочной численности работников;
  • у организации, зарегистрированной в ЕГРЮЛ или ЕГРИП свыше 12 месяцев назад, нет сведений о результатах СОУТ в спецреестре ФГИС СОУТ;
  • после проведения проверки СОУТ прошло свыше пяти лет при наличии вредных и опасных условий труда.

На что обращать внимание в ожидании внеплановой проверки

Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса.

Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен.

Самостоятельным основанием для внеплановой проверки (независимо от наличия угрозы) с 11 января 2018 года стало сообщение любого лица (юридического лица и гражданина, включая ИП), а также информация от органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ в Роструд о том, что работодатель:

  • не оформляет с работниками трудовые отношения;
  • заключает гражданско-правовые договоры вместо трудовых.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 502-ФЗ внес в статью 360 Трудового кодекса новый абзац 5, устанавливающий это дополнительное основание для внеплановой проверки Роструда. После сообщения проверка последует незамедлительно. Согласования с прокуратурой в связи с такой проверкой не требуется, хотя обязанность известить ее остается.

А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит - к нему комиссия придет без предупреждения.

Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:

  • на должностных лиц - от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на ИП - от 5000 рублей до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению (ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:

  • свои фамилию, имя, при наличии – отчество;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю.

Предостережение

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 установлено, что контролирующий орган вправе не выходить на внеплановую проверку, а вместо этого направить в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

На это предостережение получатель вправе:

  • подать возражения в контрольный орган, направивший предостережение;
  • уведомить его об исполнении предостережения.

Объявят предупреждение (а не назначат внеплановую проверку), если из сведений, поступивших в орган контроля, следует, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:

  • нарушение является незначительным, то есть вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства не причинен, непосредственной угрозы указанных последствий или чрезвычайной ситуации нет;
  • виновник ранее к ответственности не привлекался;
  • сведения не являются анонимными.

Предостережение составят и направят не позднее 30 дней со дня получения сведений.

В нем не должно содержаться требование о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение должно содержать:

  • указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
  • информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Там должно быть указано, что получатель в срок не менее 60 дней со дня направления предостережения должен направить уведомление об исполнении предостережения.

В уведомлении об исполнении предостережения указываются (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данный документ оформляется при отсутствии возражений на предостережение и направляется контролирующему органу в установленный срок.

В возражениях указывается (со ссылкой на дату и номер предостережения) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Контрольный орган рассматривает возражения и по итогам направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

В дальнейшем результаты рассмотрения возражений используются при организации и проведения различных профилактических мероприятий.

Весь документооборот осуществляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте с усиленной квалифицированной электронной подписью.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.