.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Налоговые вычеты при покупке товаров за наличный расчет

Последний раз обновлено:

Иногда фирма оплачивает небольшие покупки (например, хозяйственные или канцелярские товары) наличными деньгами.

При этом, как правило, деньги продавцу платит работник, которому они были выданы из кассы фирмы под отчет (то есть с последующим представлением отчета об их использовании).

Возникает вопрос: можно ли принять к вычету сумму входного НДС, если покупка оплачена наличными? Это зависит от того, кто является продавцом товаров, оплаченных за наличный расчет, и какие документы он выдал покупателю. Рассмотрим ситуации, когда товары были приобретены:

  • у физического лица;
  • в магазине.

Товар куплен у физлица

В этом случае продавцами могут быть:

  • гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя;
  • индивидуальный предприниматель.

Если продавец – гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, покупку оформляют торгово-закупочным актом или договором купли-продажи.

Поскольку обычные граждане плательщиками НДС не являются, купленные у них товары (работы, услуги) принимаются к учету по стоимости, указанной в акте или договоре.

Пример. Покупка товара у физлица

ООО «Пассив» купило у гражданина Семенова за 11 000 руб. бывший в употреблении холодильник для установки его в торговом павильоне.

Бухгалтер «Пассива» сделает в учете такие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

– 11 000 руб. – отражена стоимость купленного холодильника;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

– 11 000 руб. – выплачены Семенову деньги из кассы фирмы;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 11 000 руб. – холодильник введен в эксплуатацию.

Если же продавец – индивидуальный предприниматель, отражение покупки в учете зависит от того, платит он НДС или нет.

Если предприниматель НДС не платит, покупку учитывают в том же порядке, что и при покупке у обычного гражданина.

Напомним, что не платят НДС предприниматели:

  • перешедшие на упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • применяющие патентную систему налогообложения (п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
  • использующие свое право на освобождение от уплаты налога (ст. 145 НК РФ).

Если же индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС, то налог, уплаченный в составе цены купленных у него товаров (работ, услуг), можно принять к вычету.

Пример. Покупка товара у ИП. Вычет НДС

АО «Актив» купило у индивидуального предпринимателя материалы по цене 2400 руб. (в том числе НДС – 400 руб.). Деньги были выплачены через кассу фирмы. Предприниматель выдал «Активу» оформленный счет-фактуру и накладную на передачу материалов, где отдельной строкой выделена сумма уплаченного НДС.

После того как материалы будут оприходованы на балансе фирмы, входной НДС можно принять к вычету.

Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 76

– 2000 руб. (2400 – 400) – оприходованы материалы, приобретенные у индивидуального предпринимателя;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 400 руб. – учтена сумма НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 400 руб. – НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

– 2400 руб. – выплачены деньги из кассы фирмы.

Товар куплен в магазине

Как правило, товары в магазине покупают работники фирмы, которым на эти цели выдают из кассы наличные деньги с условием предоставления отчета об их использовании.

Прежде всего, как и при покупке у частного лица, нужно определить, платит ли предприниматель или фирма, которой принадлежит магазин, налог на добавленную стоимость.

Если нет, покупку учитывают исходя из суммы фактически заплаченных денег без выделения суммы налога.

Не платят НДС фирмы (и предприниматели):

  • перешедшие на упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
  • использующие свое право на освобождение от уплаты налога (ст. 145 НК РФ).

Если же предприниматель или фирма, которой принадлежит магазин, является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма покупки включает НДС.

Можно ли в этом случае принять входной НДС к вычету?

Если для этого выполнены все необходимые условия – да. Напомним эти условия.

1. Купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

2. Купленные товары должны быть оприходованы на балансе фирмы.

3. У фирмы имеются документы, подтверждающие право на вычет.

Последнее условие - предмет постоянных споров с налоговой инспекцией.

В данном случае, по мнению чиновников, единственный документ, который подтверждает право на вычет, – это счет-фактура, полученный от продавца. Этого мнения придерживается Минфин в своих разъяснениях (письма письма от 19 октября 2020 № 03-07-14/90913, от 26 марта 2019 № 03-07-09/20252, от 13 августа 2018 года № 03-07-11/57127).

Поэтому принятие НДС к вычету по одному кассовому чеку может привести к спору с контролерами.

А в письме от 26 ноября 2019 г. № 03-07-11/91521 Минфин напомнил, что без счета-фактуры вычет возможен только при оплате командировочных расходов по услугам проезда к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также по найму жилых помещений. По этим расходам должны быть бланки строгой отчетности, оформленные на командированного работника, с выделением суммы НДС отдельной строкой.

Розничные же магазины при оформлении покупки, как правило, выдают покупателю лишь товарный чек и чек ККТ.

При проведении выездной проверки налоговые инспекторы всегда обращают внимание на отсутствие счета-фактуры и отказывают в вычете НДС.

Из этой ситуации фирмы находят выход для избежания конфликта с налоговой инспекцией.

Так, во многих крупных магазинах есть специальные договорные отделы, где представителю фирмы, купившему товары за наличные, выпишут счет-фактуру, накладную и приходный кассовый ордер. Для этого у работника должна быть доверенность от фирмы на приобретение товаров в магазине.

Но в Постановлении АС Поволжского округа от 19 июля 2022 г. № Ф06-20227/2022 судьи разъяснили, почему право на вычет по товарам, приобретенным за наличный расчет в розничном магазине или на АЗС, можно подтвердить кассовым чеком с выделенной суммой налога.

Суть дела. Инспекция отказалась возмещать НДС компании, которая заявила вычеты НДС по товарам, приобретенным в розницу (в том числе ГСМ на АЗС), на основании кассовых чеков с выделенной суммой НДС. Причина стандартная - нет счетов-фактур.

Суд первой инстанции согласился с проверяющими, но апелляционная и кассационная инстанции поддержали налогоплательщика.

Они указали: при розничной реализации товаров за наличный расчет требования по оформлению расчетных документов и выставления счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Это установлено пунктом 7 статьи 168 НК РФ.

Оплата товаров подтверждена кассовыми чеками с выделенной суммой НДС. Поскольку товары были приобретены для осуществления предпринимательской деятельности, а счет-фактура - не единственный документ, на основании которого предоставляется вычет НДС, отказ в вычете был признан неправомерным.

Если вы все же решили не принимать НДС к вычету по кассовому чеку, то не учитывайте эту сумму в расходах при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 13 августа 2018 г. № 03-07-11/57127). Ведь отсутствие счета-фактуры не входит в число случаев, когда предъявленный продавцом НДС можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).

В бухгалтерском учете не принятую к вычету сумму НДС включите:

  • в фактическую себестоимость материалов, товаров и тому подобных ценностей, если приобрели МПЗ;
  • в расходы по обычным видам деятельности, если приобретенные работы или услуги связаны с обычными видами деятельности организации;
  • в прочие расходы, если приобретенные работы или услуги не связаны с обычными видами деятельности организации.

Лимит оплаты наличными

Нередко организации получают требования от инспекторов дать пояснения по некоторым покупкам. Как правило, внимание привлекают сделки на крупные суммы за наличную оплату.

Если инспекторы не найдут оплату покупки в банковских выписках из-за оплаты наличкой, они запросят дополнительные документы.

Напомним, что фирма может единовременно заплатить наличкой свыше 100 000 рублей только «физикам». Организациям или ИП компания может оплатить покупку наличными только в пределах 100 000 рублей. Причем его надо соблюдать, даже если товар за наличку покупает подотчетник.

А вот если сотрудник рассчитывается с продавцом банковской картой, ситуация иная. Лимит в 100 000 рублей в этом случае не действует. Но вычет будет правомерен, только если есть счет-фактура и документы выписаны на компанию, а не на подотчетника. Образец пояснения смотрите далее.

Пояснения о вычете НДС по товарам, закупленным через подотчетного сотрудника

Обратите внимание: лимит распространяется на весь договор, а не на каждый платеж по договору. Например, если вы заключили договор на 200 000 рублей и внесли аванс 100 000 рублей наличными, остаток перечислите безналично.

За наличную оплату этого договора частями в разные дни, вас могут оштрафовать. Сумма штрафа для организации - до 50 000 рублей. За это же нарушение руководителя оштрафуют по статье 15.1 КоАП РФ. Размер штрафа — до 5000 рублей. Но привлечь к административной ответственности инспекторы могут только в течение двух месяцев со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Сделать несколько наличных платежей до 100 000 рублей в течение одного дня можно. но только по разным договорам.

Оплата услуг почтовой связи

Зачастую работники организаций приобретают за наличный расчет почтовые услуги (например, отправляют корреспонденцию контрагентам или налоговую отчетность в ИФНС). Почтовые отделения выдают в этом случае кассовые чеки, где НДС выделен отдельной строкой. В Минфине настаивают, что такой НДС принять к вычету нельзя (письма от 3 сентября 2018 г. № 03-07-11/62786, от 14 февраля 2017 г. № 03-07-11/8245).

Объясняют свою позицию финансисты так.

В Налоговом кодексе предусмотрены особенности вычета некоторых сумм НДС:

  • сумм, которые уплачены плательщиком НДС непосредственно в бюджет;
  • сумм, которые уплачены сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

В частности, документом, подтверждающим проживание командированного сотрудника в гостинице, является бланк строгой отчетности, например, гостиничный счет. На основании этого счета можно заявить НДС к вычету даже без наличия счета-фактуры (п. 7 ст. 168 НК РФ). При условии, что сумма НДС в нем выделена отдельной строкой.

Однако в отношении услуг почтовой связи Налоговый кодекс не устанавливает никаких особенностей для вычета НДС. Значит, без счетов-фактур применить вычет входного налога по услугам почты нельзя.

В письме от 24 января 2017 г. №03-07-11/3094 Минфин давал аналогичные разъяснения. Чиновники указали, что входной НДС, выделенный в кассовых чеках при покупке товаров в розницу, фирмы не могут принять к вычету без счетов-фактур.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.