Ответственность за нарушения правил оформления первичных документов
Последний раз обновлено:
Если вы не оформили необходимый первичный документ и это обнаружилось во время налоговой проверки, вас могут оштрафовать.
Так, статья 120 Налогового кодекса РФ «отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета» квалифицирует как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
Размер штрафа за такое нарушение – 10 000 рублей. Если же такие нарушения совершены неоднократно в разных налоговых периодах, штраф возрастает до 30 000 рублей.
Если же такое нарушение повлекло за собой «занижение налоговой базы», штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Имейте в виду: действие статьи 120 Налогового кодекса распространяется не только на фирмы, но и на предпринимателей.
Существует и другая опасность. Статья 252 Налогового кодекса РФ в качестве расходов понимает обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Если же документ, подтверждающий произведенные организацией затраты (например, акт приемки-сдачи выполненных работ), не оформлен или составлен с серьезными нарушениями, налоговая инспекция может не принять такие расходы для целей налогообложения.
В результате с вас взыщут сумму заниженного налога, а также пени.
Кроме того, инспекция может оштрафовать по статье 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса РФ, которая предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). А, если инспекция докажет, что нарушение совершено умышленно, с вас могут взыскать штраф в размере 40% от недоплаченных налогов.
Однако, здесь надо указать на один важный момент: предъявить требования об уплате штрафов за одно и то же нарушение одновременно по статьям 120 и 122 Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Это запретил КС РФ определением от 18 января 2001 г. № б-О.
Если вы занизили налоговую базу и не уплатили налог из-за грубого нарушения правил учета, вас оштрафуют по пункту 3 статьи 120 НК РФ.
Если вы занизили налоговую базу и не уплатили налог по другой причине, вас оштрафуют по статье 122 НК РФ.
Если же налоговая инспекция за одно и то же нарушение предъявила вам штрафы одновременно по двум вышеуказанным статьям, не спешите с этим соглашаться.
Доказать свою правоту в арбитражном суде в такой ситуации налоговикам вряд ли удастся.
Между тем, многие налоговые инспекторы на местах по-своему трактовали и другие положения налогового законодательства. Так, например, если организация составила документ в произвольной форме по операции, для которой предусмотрен типовой бланк, налоговики могли классифицировать это как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
Такой же вывод проверяющие могут сделать, если организация не заполнила все обязательные реквизиты типового бланка.
Как свидетельствует арбитражная практика, в подобных случаях суды часто занимают сторону налогоплательщиков.
ООО перечислило иностранному партнеру денежные средства в оплату консультационных услуг.
Однако акт, подтверждающий оказание услуг, не содержал всех необходимых реквизитов.
Во время выездной проверки работники налоговой инспекции расценили это как нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» и исключили сумму, уплаченную иностранному партнеру, из состава себестоимости.
Как следствие, было принято решение доначислить налог, а также взыскать с предприятия пени и штраф.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, суд встал на сторону предприятия. Он, в частности, указал, что «незначительные недостатки в оформлении первичных документов... не свидетельствуют об отсутствии хозяйственной операции, а также об отсутствии у предприятия расходов по оплате консультационных услуг».
Из-за отмены обязательного использования унифицированных форм первичных документов у компаний должно сократиться количество споров с проверяющими. Контролеры больше не смогут «снимать» расходы по причине ненадлежаще оформленных документов, так как самого требования об использовании типовых форм документов с 2013 года не существует (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Учитывая, что к бухгалтерскому учету нельзя принимать документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), чиновники определили круг ответственности за оформление подобных документов в учете.
Ответственным за оформление факта хозяйственной жизни, признается лицо, составившее первичный документ. Этот субъект (гражданин или фирма) должен обеспечить своевременную передачу оформленного документа в бухгалтерию для регистрации в учете, а также гарантировать достоверность данных.
Что касается лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (например: бухгалтер, руководитель) или с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (например: аутсорсинговая фирма), то они не несут ответственности за соответствие составленной другими лицами «первички» и свершившимся фактам хозяйственной жизни.
А вот другой пример. Он показывает, что если недооформленный документ вы получили от своего партнера, то это вовсе не означает, что штрафные санкции могут быть предъявлены и вашему предприятию.
Налоговая инспекция провела выездную проверку, в результате которой было принято решение о привлечении компании к ответственности. Основанием для такого решения стало, в частности, отсутствие товарно-транспортных накладных по форме 1-Т.
Суд с точкой зрения налоговиков не согласился, указав, что факт оприходования обществом купленного товара подтвержден товарными накладными по форме ТОРГ-12.
В ответ на это налоговая инспекция привела еще один довод: в товарных накладных (ТОРГ-12) нет ссылки на номер и дату транспортной накладной.
Но, и с этим аргументом арбитры не согласились, подчеркнув, что «отсутствие ссылки на номер и дату транспортной накладной, при фактическом принятии на учет товара, подтверждении свидетелями факта поставки товара силами поставщика, не свидетельствует об отсутствии поставки товара» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 г. по делу № А27-391/2010 (определением ВАС РФ от 21.01.2011 № ВАС-67/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
За те же нарушения мировой судья по инициативе налоговиков может наложить на руководителя или главного бухгалтера организации административный штраф от 5000 до 10 000 рублей, а за повторное нарушение - от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Этот период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ) (Информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 г. № ИС-учет-1).
Обратите внимание: этот штраф налагают только в том случае, если нарушение правил бухгалтерского или налогового учета привело к:
- занижению сумм налогов и сборов не менее чем на 10%;
- искажению любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
- регистрации в регистрах бухгалтерского учета притворного или мнимого объекта, в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни;
- ведению счетов учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- отсутствию у компании первичных учетных документов или регистров бухучета, или отчетности, или аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.
Должностные лица освобождаются от административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ за подобные нарушения, если они:
- подали уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатили недоимку и пени, предусмотренные статьей 81 Налогового кодекса РФ;
- исправили ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности.
Некоторые юристы считают, что такие действия налоговиков неправомерны, поскольку позволяют повторно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение.
К сожалению, это не так. Дело в том, что за грубые нарушения в оформлении документов по статье 120 Налогового кодекса РФ к ответственности привлекается организация, а по пункту 15.11 КоАП РФ – ее должностные лица.
Такую ситуацию прямо допускает пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому «привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации».
Кроме того, к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не привлекается:
- лицо, на которое возложено ведение бухучета;
- лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета.
Это правило действует, если:
- показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности искажены из-за того, что составленные другими лицами первичные документы не соответствуют реальным фактам хозяйственной жизни;
- первичные учетные документы не переданы либо переданы несвоевременно для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.
Такие ограничения в применении статьи 15.11 КоАП РФ оговорены в примечании 1.1. к этой статье.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!