Передача документов на хранение в архив
Последний раз обновлено:
Если документов много и держать их негде, а срок хранения еще не истек, можно сдать их на хранение в архив – как государственный, так и частный.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в организациях утверждены Приказом Росархтва от 31 июля 2023 г. № 77.
Документ вступает в силу 17 сентября 2023 года. Он принят взамен правил, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 31 марта 2015 г. № 526.
В обновленных правилах содержатся формы:
- номенклатуры дел организации;
- номенклатуры дел структурного подразделения организации
- акта о выделении к уничтожению (архивных) документов, не подлежащих хранению;
- описи электронных документов;
- описи дел по личному составу;
- акта о технических ошибках в учетных документах;
- книги учета поступления и выбытия дел, документов;
- акта приема-передачи архивных документов в организацию, осуществляющую деятельность по хранению документов;
- акта конвертации электронных архивных документов.
Хранить документы в архиве допускается в зависимости от их формы, поэтому в обновленной номенклатуре дел компании итоговая запись разделена на бумажные и электронные дела.
Гибриды (и бумажные, и электронные документы) учитываются отдельными томами.
Отдельные правила установлены по работе с электронным архивом. Допускается их хранение как на отдельных дисках, как и в специальной компьютерной системе (СХЭД).
Документы сдаются по описи. Описи составляются отдельно (п. 63 приказа Росархива от 31 июля 2023 г. № 77):
а) на дела постоянного срока хранения;
б) на дела временных (свыше 10 лет) сроков хранения;
в) на дела по личному составу;
г) на дела, состоящие из документов, характерных для организаций определенной сферы деятельности (судебные, следственные дела, научно-техническая документация и другие).
Работники архива вправе приходить на предприятие с проверками. Это, конечно, может насторожить – проверяющих у любой организации и без того хватает. Однако на практике таких случаев всего два.
Во-первых, архивисты могут прийти по решению суда. Например, если в суд обратился бывший работник фирмы, отчаявшийся получить справку, подтверждающую его стаж. В этом случае сотрудники архива придут, чтобы выяснить, почему справка так и не была выдана и есть ли необходимые для ее составления документы.
Во-вторых, архивисты могут появиться в организации и по приглашению экспертов из Государственной инспекции труда, если те в ходе своей проверки выявят нарушения правил ведения кадровых документов. Однако в этом случае визит специалистов из архива будет только на пользу самой фирме: они просто укажут на недостатки в работе с документами и дадут советы, как их исправить.
Есть и еще одно неудобство, вызванное сотрудничеством с архивом. Если вы сдали ему документы на хранение, придется смириться с тем, что уничтожить эти бумаги без разрешения сотрудников архива уже нельзя. На акте об уничтожении обязательно должна быть подпись архивного служащего.
И все-таки есть ситуация, когда придется контактировать с Росархивом независимо от того, заключен с ним договор или нет. Это происходит при ликвидации предприятия без правопреемника.
В этом случае все документы ликвидируемого предприятия, касающиеся его работников (учетные карточки, лицевые счета (а при их отсутствии – расчетные (расчетно-платежные) ведомости) и т. п.), а также документы, по которым еще не истек срок хранения, нужно обязательно сдать в местное отделение Росархива. Туда же надо сдать и все учредительные документы.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!