Поступление товарно-материальных ценностей от поставщиков
Последний раз обновлено:
Если организация получает товарно-материальные ценности по месту нахождения поставщика, то на имя сотрудника, который будет их получать, выписывают доверенность.
Как правило, доверенность выдается работникам организации, но законодательством не запрещено выдавать и любым другим лицам.
Доверенность (формы № М-2а и М-2)
Для доверенностей предусмотрены типовые бланки. Их формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Доверенность может быть выписана по форме № М-2а или М-2.
Если представители организации получают товарно-материальные ценности у поставщиков регулярно, то доверенности выписывают по форме № М-2а, если нет – по форме № М-2.
Доверенности по форме № М-2 имеют корешки, которые подшиваются в хронологическом порядке. Доверенности по форме № М-2а корешков не имеют, поэтому их регистрируют в специальном журнале.
Как правило, на практике доверенность выписывают на 15 дней. Если же материальные ценности приобретаются у одного и того же поставщика регулярно, то на календарный месяц. Тем не менее Гражданский кодекс разрешает выписывать доверенность сроком до 3 лет.
Обратите внимание: доверенность разрешено выписывать на любой срок. В статье 186 Гражданского кодекса России, которая посвящена сроку доверенности, ничего не сказано о ее максимальном сроке действия.
Если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года (ст. 186 ГК РФ).
В доверенности обязательно должна быть указана дата ее составления. Доверенность, в которой эта дата не указана, является недействительной.
Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности.
Работник должен расписаться в получении доверенности на ее корешке (если доверенность выписана по форме № М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (если доверенность выписана по форме № М-2а). Кроме того, работник должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Обратите внимание: круглая печать на доверенности ставится только при ее наличии (если это предусмотрено уставом организации). Об этом говорится в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в редакции приказа Минфина России от 24 октября 2016 г. № 191н.
Работник, получающий товарно-материальные ценности, может предъявить поставщику кроме доверенности и другие документы (например, копию счета и платежного поручения на оплату материальных ценностей). Реквизиты этих документов указывают в доверенности по строке «Наименование, номер и дата документа».
Поставщик вместе с материальными ценностями должен передать представителю вашей организации товаросопроводительные документы (счет-фактуру, накладную и т. д.). Если доверенность выписана по форме № М-2, то реквизиты этих документов указывают в ее корешке (графа 8 «Номер, дата документа, подтверждающего выполнение поручения»). Если доверенность выписана по форме № М-2а, то перечень этих документов в ней не приводится.
Если работник по каким-либо причинам товарно-материальные ценности по доверенности не получил, то он должен возвратить ее в бухгалтерию. Там она должна храниться до конца текущего года.
Доверенности, по которым были выданы товарно-материальные ценности, хранятся в архиве организации 5 лет. Вот образцы заполнения доверенностей по формам № М-2 и М-2а:
Журнал учета выданных доверенностей
Журнал ведут для регистрации доверенностей, выписанных по форме № М-2а. Этот журнал прежде всего необходим для того, чтобы дважды не выписать доверенность на получение одних и тех же материальных ценностей.
Обязанность составлять журнал по специальной форме была установлена Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 года № 17. Сейчас этот документ не действует. Однако для своего удобства компания может продолжать его вести в добровольном порядке. Все листы журнала заранее нумеруются и прошнуровываются.
Если работник не получил материальные ценности и вернул доверенность в бухгалтерию, то в графе «Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности» журнала делают запись: «Не использована».
Вот образец журнала:
Журнал учета выданных доверенностей
Чтобы доставить товарно-материальные ценности до склада, предприятие может воспользоваться услугами транспортной организации. Если при приемке груза у транспортной организации была обнаружена недостача, то необходимо составить коммерческий акт.
Коммерческий акт
Коммерческий акт составляют, если при приемке материальных ценностей у транспортной организации обнаружены:
- несоответствие фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах поставщика;
- повреждение или порча материальных ценностей;
- материальные ценности, которые не значатся в товаросопроводительных документах поставщика.
Коммерческий акт является основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача и на кого возложена ответственность за ее последствия согласно договору).
Типовой бланк коммерческого акта предусмотрен только для организаций железнодорожного транспорта. Его форма утверждена приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 45.
Однако вы можете использовать этот бланк в качестве образца для составления коммерческого акта с любой другой транспортной организацией.
Коммерческий акт составляют представители организации-получателя и транспортной организации, которая доставила товарно-материальные ценности. Акт оформляют в день приемки груза. Если составить коммерческий акт в этот день невозможно, он должен быть оформлен не позднее следующего дня.
Коммерческий акт составляют в 3 экземплярах:
- первый экземпляр используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;
- второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию;
- третий экземпляр остается на хранении в делах перевозчика.
Коммерческий акт подписывают работники транспортной организации, а также представители организации-получателя.
Срок хранения коммерческого акта в архиве организации – 5 лет.
10 февраля 2019 года на станцию Бирюлево-Товарная прибыл поезд, доставивший керамическую плитку для АО «Актив». При вскрытии вагона была обнаружена недостача 100 ящиков плитки, плитка в 5 ящиках была разбита. По результатам приемки плитки был составлен коммерческий акт.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!