Транспортные документы, которые подтвердят экспорт или импорт товаров (CMR, ТТН формы № 1-Т)
Последний раз обновлено:
Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны-члены ЕАЭС нужно представить, в том числе, транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из РФ в страну - член ЕАЭС (пп. 4 п. 4 раздела II Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Но их в налоговую инспекцию можно не представлять в случае, если вы представили электронный Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 апреля 2015 года № ММВ-7-15/139@ (п. 1.3 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 3 февраля 2020 года № 03-07-08/6326).
При этом копии транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов в налоговые органы при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС в любом случае представлять не надо (письмо Минфина России от 3 февраля 2020 года № 03-07-08/6326).
Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров, кроме стран – членов ЕАЭС, надо представить в инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России.
Виды документов, представляемых в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа, законодательно не установлены.
В таком случае в налоговый орган может быть представлена, например, международная товарно-транспортная накладная (CMR).
Международная товарно-транспортная накладная (CMR) является документом, который подтверждает факт международной перевозки товаров.
В таком случае на основании положений пункта 8 статьи 3 и статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» международная товарно-транспортная накладная (CMR) может являться первичным учетным документом.
Дополнительных требований в отношении оформления международной товарно-транспортной накладной (CMR) для обоснования применения нулевой ставки НДС законодательство о налогах и сборах не содержит (письмо ФНС России от 20 мая 2019 года № ЕД-4-15/9320@).
При импорте товара из стран - членов ЕАЭС также можно использовать CMR.
Согласно подпункту 3 пункта 20 раздела III Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС организация страны - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, - собственник товаров обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.
При этом указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, их оформление национальным законодательством страны-члена ЕАЭС не предусмотрено.
Виды документов, представляемых в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа, нормами Протокола не установлены.
В связи с этим российский импортер может представить в инспекцию в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа:
- либо транспортную накладную (по форме, приведенной в приложении к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом");
- либо товарно-транспортную накладную, в том числе по форме N 1-Т;
- либо международную товарно-транспортную накладную (CMR);
- либо иной транспортный (товаросопроводительный) документ, предусмотренный законодательством страны - члена ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары.
На это обратила внимание ФНС России в письме от 10 августа 2018 года № АС-4-15/15569.
Но если покупатель забирает товар собственным транспортом, то договор перевозки он не заключает. В таком случае продавец для подтверждения нулевой ставки НДС может представить товарную накладную по форме ТОРГ-12 (письмо Минфина России от 19 июля 2012 года № 03-07-13/01-42)..
Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т)
Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78. Накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.
Накладная состоит из двух разделов:
- товарного;
- транспортного.
Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Данные этого раздела служат основанием для списания товаров у продавца и их оприходования у покупателя (грузополучателя).
Транспортный раздел заполняют продавец и представитель транспортной организации. На основании данных этого раздела производятся расчеты между транспортной организацией и продавцом. Товарно-транспортную накладную составляют для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес разных покупателей, накладную выписывают для каждого покупателя отдельно.
Накладную выписывают в 4 экземплярах:
- первый остается у продавца и служит основанием для списания товаров;
- второй предназначен для покупателя и служит основанием для оприходования товаров;
- третий и четвертый передают автотранспортной организации.
Все четыре экземпляра накладной заверяют печатью организации-продавца, подписывают работник, отпустивший товары, и представитель автотранспортной организации, принявший груз для перевозки.
Перед отправкой груза продавец должен передать водителю автотранспортной организации второй, третий и четвертый экземпляры накладной.
Доставив груз, второй, третий и четвертый экземпляры накладной водитель передает покупателю. Их подписывает работник, принявший товары, и заверяет печатью организации-покупателя. После этого третий и четвертый экземпляры возвращают водителю, и он сдает их в бухгалтерию автотранспортной организации. Автотранспортная организация должна выписать счет за оказанные услуги и выслать его для оплаты вместе с третьим экземпляром товарно-транспортной накладной заказчику автотранспорта (организации-продавцу).
Обратим внимание на заполнение некоторых граф накладной. Графы «Номер прейскуранта и дополнения к нему», «Артикул или номер по прейскуранту» заполняют, если организация-продавец утверждает цены на товары в специальном прейскуранте и присваивает товарам определенный артикул. Однако заполнение этих граф не является обязательным.
В графе «Цена, руб. коп.» указывают цену товара с учетом акциза и НДС (если товары этими налогами облагаются).
В строке «Наценка, %» указывают процент торговой надбавки, установленной организацией-продавцом. Эту графу заполняют только торговые организации. В транспортном разделе накладной организация-продавец указывает дату доставки груза, наименование автотранспортной организации, пункты погрузки и разгрузки, перечень товаросопроводительных документов (например, накладная, сертификат качества), вид упаковки товаров и т. д.
Графы 20–44 заполняют водитель и бухгалтер транспортной организации. Здесь указывают километраж пробега автомобиля, время простоя, расценки на транспортные услуги и т. д.
Исходя из данных, указанных в этих графах, рассчитывают стоимость транспортных услуг и заработную плату водителя. В графе «За транспортные услуги» (столбец 26 «С клиента») указывают общую стоимость транспортных услуг. В этой же графе (столбец 27 «Причитается водителю») указывают сумму заработной платы, начисленной водителю за перевозку груза.
АО «Актив» (грузоотправитель) отгрузило ООО «Пассив» 4500 банок тушеной говядины (100 картонных коробок). Вес товара без учета тары (вес нетто) – 1,7 тонны, вес с учетом тары (вес брутто) – 1,82 тонны. Стоимость одной банки тушенки – 20 руб. Общая стоимость партии – 90 000 руб. (20 руб. х 4500 шт.). Доставку груза осуществляет ООО «Автомобилист».
Товарно-транспортная накладная будет заполнена так:
Международная товарно-транспортная накладная (CMR)
Компании оформляют CMR-накладную при совершении международной автомобильной перевозки груза, в которой обычно используется сторонняя организация-перевозчик. Ее составляют для подтверждения договора перевозки, согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), принятой в Женеве 19 мая 1956 года.
Накладную составляют как минимум в 4 экземплярах для отправителя, грузоперевозчика (2 экз.) и получателя, но количество экземпляров может быть увеличено:
- если они понадобятся экспедитору, таможенным и другим органам (например, только на таможне чиновники затребуют не менее трех экземпляров CMR-накладной);
- если получателей груза несколько (для каждого грузополучателя нужно составлять новую накладную);
- если перевозка осуществляется несколькими транспортными средствами (для каждого автомобиля требуется оформлять отдельную CMR-накладную).
Накладная представляет собой бланк, содержащий 29 граф. Его заполняют поочередно отправитель груза (графы 1-15, 20-22), грузоперевозчик (графы 16-19, 23, 25-29) и получатель (графы 20, 24). Один заполненный экземпляр CMR-накладной отправитель оставляет себе, а остальные передает перевозчику.
В графах 1 и 2 компания-отправитель проставляет данные о себе и об организации принимающей груз, а именно их наименования, адреса (страна, город, индекс, улица, номер дома) и телефоны, а также фамилии контактных лиц на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки.
Страну и место, куда доставят груз, фирма-отправитель указывает в графе 3 (например, склад фирмы-получателя), а откуда груз забирают – в графе 4.
В 5 графе накладной отправитель отмечает номера счетов-фактур, отгрузочных спецификаций, сертификатов качества (если груз имеет промышленное происхождение), ветеринарных сертификатов, сертификатов о происхождении и прочих документов.
Если груз опасен, то отправитель проставляет в графе 6 знаки и номера, которые обозначат класс и подкласс опасности перевозимых грузов, согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (классификация ДОПОГ).
Затем отправитель определяет количество мест груза и записывает его в графе 7. В автомобилях товары часто перевозят на поддонах – поэтому количество груза можно указывать именно по ним.
Род упаковки груза, в частности, коробки картонные, бочки металлические, ящики деревянные отправитель отражает в графе 8 (вид тары можно указывать сокращенно).
В графе 9 отправитель проставляет наименование груза и его код (графа 10) по классификации ТН ВЭД. Важно помнить, что код не должен быть менее четырех знаков.
Далее отправитель отмечает в графе 11 вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой) и, если это можно измерить, объем, занимаемый грузом, в кубических метрах – в графе 12.
Если уместить все сведения в бланке накладной невозможно, то разрешается приложить к CMR-накладной дополнительный перечень со сведениями об этих грузах (в соответствии с графами 6–12). Для этого в графах накладной проставляют сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), а в документах – сведения о накладной, к которой они прилагаются, включая ее номер и дату составления.
Далее отправитель указывает в графе 13 наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будут совершаться таможенные операции. В нижней части графы он вносит сведения об объявленной стоимости груза.
В графе 14 отправитель должен вписать государственный номер полуприцепа или контейнера, если они были вывезены из-за границы – места их временного пребывания. Например, если полуприцеп временно оставили за границей для ремонта в связи с ДТП, то при его вывозе в страну регистрации в накладной эта строка заполняется.
Для отражения условий оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) отправитель использует графу 15 CMR-накладной.
Пропуская несколько пунктов, отправитель заполняет следующие графы, которые предназначены для него.
В графе 20 любая из сторон договора перевозки может вносить информацию, которую считает необходимой, например:
- платежи, которые отправитель обязан осуществить;
- сумма, подлежащая оплате при сдаче груза;
- инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза.
В графе 21 отправитель проставляет наименование населенного пункта, где составлена накладная, и дату ее заполнения, а также фактическое время и дату прибытия под погрузку/убытия из-под нее (графа 22), заверяя это подписью (с расшифровкой) и штампом.
Следующие строки заполняет компания-перевозчик, в графе 16 она указывает свои реквизиты (наименование, адрес, факс и другое).
Если перевозчиков несколько, то реквизиты следующего записывают в графе 17.
В графе 18 компания-перевозчик вправе отметить оговорки по внешнему состоянию груза и его упаковки, например:
1) по автотранспортному средству:
- автомобиль без тента;
- по согласованию с отправителем;
2) по упаковке:
- груз без упаковки;
- упаковка повреждена;
- упаковка не отвечает требованиям;
3) по количеству и маркировке груза:
- проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине выполнения погрузки отправителем;
- проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине большого количества мест;
- проверить количество (маркировку) груза невозможно по причине опечатывания контейнера;
4) по принятым грузам:
- груз поврежден;
- груз подмочен;
- груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;
5) по погрузке, сохранности, разгрузке:
- погрузка (разгрузка) осуществляется водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
- погрузка осуществляется по требованию отправителя;
- разгрузка осуществилась по требованию получателя.
Отсутствие оговорок служит доказательством, что груз и упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком, а также что число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.
Далее перевозчик проставляет дату и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза (графа 23); вписывает фамилии водителей, выполняющих перевозку, и ставит свою печать. Чтобы подтвердить факт приема грузов к перевозке, водитель или экспедитор, принявшие груз, должны поставить свою подпись с расшифровкой.
В графе 25 перевозчик отмечает государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку, а также их марки и модели (графа 26).
Остальные строки CMR-накладной, которые заполняет грузоперевозчик (графы 19, 27, 28, 29) отражают информацию (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ).
Когда груз доставлен получателю, перевозчик передает ему все экземпляры накладной для окончательного оформления.
Фирма-получатель проставляет в графе 24 дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Затем его материально ответственное лицо ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать, которые удостоверят факт приема груза.
Один экземпляр CMR-накладной остается у получателя груза, а два оставшихся он возвращает перевозчику. Они понадобятся ему для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (экземпляр накладной прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных услуг (второй экземпляр накладной прилагается к путевому листу).
Московская фирма ООО «Домашняя утварь» (грузополучатель) закупила партию деревянных разделочных досок у АО «Оптовик», находящегося в городе Витебск, Белоруссия (грузоотправитель).
Общее количество досок – 10 000 штук (300 картонных коробок). Вес товара без учета тары (вес нетто) – 1,5 тонны, а с учетом тары (вес брутто) – 1,62 тонны. Стоимость одной доски равна 63 рублям. Общая стоимость партии – 630 000 рублей (63 руб. х 10 000 шт.). Автотранспортировку в Москву осуществила компания ООО «Миля».
CMR-накладная будет заполнена так:
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!