.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Документы при реорганизации

Последний раз обновлено:

Согласно пункту 4 методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н), для формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации необходимо наличие следующих документов:

  • учредительных документов компаний, возникших в результате реорганизации;
  • решения учредителей или соответствующих органов о реорганизации;
  • договора о слиянии или присоединении;
  • передаточного акта;
  • документа, подтверждающего внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (то есть государственную регистрацию факта реорганизации).

В определенных законом случаях необходимо также получить согласие антимонопольного органа на слияние, присоединение и преобразование общества.

Учредительные документы возникающих при реорганизации обществ

Если в процессе реорганизации возникают новые общества (в случае проведения реорганизации в форме слияния, выделения, разделения, преобразования), необходимо подготовить и утвердить их уставы.

В случае проведения реорганизации в форме присоединения необходимо внести изменения в действующие учредительные документы того общества, которое будет существовать после проведения реорганизации.

Следует также учесть, что для работы нового общества (обществ) необходимо создать его органы управления. Для этого в повестку дня собрания, на котором утверждается устав нового общества, следует внести вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов нового общества. Порядок голосования по этим вопросам устанавливается в зависимости от формы реорганизации.

Решение о реорганизации

Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо соответствующего органа общества (это зависит от организационно-правовой формы общества и положений его учредительных документов) либо по решению суда.

Если реорганизация проводится в добровольном порядке, то решение о нем принимается высшим органом управления общества. Оно должно быть принято в порядке, который установлен для принятия решений соответствующим органом (то есть собрание или заседание должно быть проведено в установленные законом сроки и в определенном порядке, при его подготовке участникам должны быть направлены необходимые документы и материалы, результаты голосования оформлены протоколом, а также должны быть соблюдены иные установленные законом процедуры – более подробно об этом рассказывается в подразделе бератора «Управление компанией»).

Решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров общества, если иное не установлено уставом. То есть совет обязан обосновать необходимость проведения реорганизации и провести предварительную работу по подготовке проектов необходимых документов.

В акционерном обществе решение о реорганизации может быть принято общим собранием акционеров. Данное решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Закон устанавливает, что при решении вопроса о реорганизации акционеры-владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса. То есть на общем собрании при решении вопроса о реорганизации общества голосуют акционеры – владельцы и обыкновенных, и привилегированных акций общества.

В обществах с ограниченной ответственностью принятие решения о реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о реорганизации принимается всеми участниками единогласно.

В решении о реорганизации общества должны быть указаны:

  • форма реорганизации;
  • все существенные условия процесса реорганизации и сроки ее проведения.

Договор о слиянии (присоединении)

Договор о слиянии (присоединении) заключают общества, которые проводят реорганизацию в соответствующей форме. В договоре указываются порядок, сроки и условия проведения реорганизации, права и обязанности каждого из реорганизуемых обществ в процессе реорганизации, ответственность за неисполнение своих обязательств. Особое внимание нужно уделить вопросу о перераспределении долей (акций) реорганизуемых обществ.

Типовой формы договора о слиянии (присоединении) законодательство не содержит. Соответственно, при составлении договора о слиянии (присоединении) действует свобода договора – реорганизуемые общества могут самостоятельно договориться и отразить в договоре любые условия по процедуре реорганизации. Однако следует учесть, что закон устанавливает дополнительные требования к содержанию договора о слиянии (присоединении) при реорганизации акционерного общества (п. 3 ст. 16 и п. 3 ст. 17 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Это обусловлено тем, что при слиянии и присоединении акционерного общества необходимо тщательно определить процедуру обмена акций общества.

Договор о слиянии (присоединении) должен быть подписан руководителями реорганизуемых обществ и утвержден высшими органами управления реорганизуемых обществ. Утверждение текста договора происходит на собрании высшего органа управления общества, которое проводится в установленном законом и учредительными документами порядке.

Решение об утверждении договора оформляется в виде протокола, а на самом договоре указывается, что его текст утвержден общим собранием участников (акционеров) общества, ставится дата собрания и номер протокола, которым оформлено решение. Это может выглядеть, например, так: «Текст договора о присоединении утвержден общим собранием акционеров АО «Аэробус», протокол № 15 от 15 июля 2014 года).

Передаточный акт

В передаточном акте перечисляется все принадлежащее обществу имущество и все имеющиеся у него права и обязанности в отношении всех должников и кредиторов, включая те обязательства, которые оспариваются сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в нем также определяется правопреемник для каждого конкретного обязательства (то есть указывается, к какому именно обществу перешло каждое обязательство).

Типовой формы передаточного акта законодательство не устанавливает, поэтому его форма разрабатывается каждым обществом самостоятельно. Однако при подготовке и составлении передаточного акта необходимо учитывать ряд требований законодательства, в том числе:

  • требования в отношении конкретных обязательств (установленные ограничения, обременения, правила или сроки). Так, например, статья 50 Налогового кодекса определяет порядок, по которому правопреемник (правопреемники) юридического лица должен исполнить обязанность по уплате налогов реорганизованного общества. Обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации, возлагается на правопреемника реорганизованного юридического лица (постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 20 сентября 2005 г. по делу № Ф04-6122/2005(14931-А27-23)). При этом правопреемник реорганизованного юридического лица не может привлекаться к ответственности за правонарушения, которые были совершены реорганизуемым обществом и были обнаружены после завершения реорганизации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2005 г. по делу № А3329988/04-С3-Ф02-3911/05-С1);
  • требования к проведению оценки имущества общества (в некоторых случаях законодательство требует проведения независимой оценки имущества, для определения которой привлекается независимый оценщик – например, при определении цены выкупа акций и коэффициента конвертации акций одного общества в ценные бумаги другого);
  • требования к оформлению бухгалтерской отчетности (Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н). Так, пункты 6 и 7 Методических указаний определяют, что составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года). Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте, должна совпадать с данными, которые содержатся в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту в соответствующей стоимостной оценке. Способ оценки передаваемого имущества должны избрать сами учредители. Имущество реорганизуемого общества оценивается следующим образом: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости; материально-производственные запасы по фактической себестоимости; финансовые вложения по первоначальной стоимости.

После проведения оценки имущества необходимо распределить активы и обязательства между правопреемниками. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • имущество следует распределять в соответствии с уставной деятельностью выделившихся (образующихся) обществ и с учетом функционального назначения имущества, которое им передается;
  • с собственным капиталом необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала;
  • с имуществом передается сальдо по регулирующим счетам;
  • дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам;
  • резервы под обеспечение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями;
  • кредиторская задолженность реорганизуемого юридического лица распределяется между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. Так же происходит и распределение собственного капитала организации. В случае если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.

Основанием для составления передаточного акта является бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Данную отчетность рекомендуется приложить к передаточному акту.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний передаточный акт, в соответствии с решением (договором) учредителей, может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты или описи инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, которая проводится перед составлением передаточного акта;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям и перечни (описи) иного имущества, которое передается при реорганизации организаций;
  • расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с обязательной информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о том, что с момента государственной регистрации организации имущество и обязательства по соответствующим договорам и контрактам переходят к правопреемнику.

Таким образом, передаточный акт, составленный с учетом требований закона и особенностей имеющихся у общества обязательств, должен содержать:

  • общую информацию о реорганизуемых обществах (организационно-правовую форму, полное наименование организаций, юридический адрес, вид реорганизации, формы и наименование новых лиц, порядок правопреемства);
  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора по разделам баланса, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату;
  • перечень и стоимость активов, обязательств и собственного капитала реорганизуемого юридического лица, а также распределение их между правопреемниками (указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил; обязательства, которые оспариваются третьими лицами; обязательства по недоимке и платежам в бюджет; налоговые расчеты отчетного периода).

Передаточный акт должен быть подписан руководителем общества и главным бухгалтером, утвержден уполномоченным органом (общим собранием участников или акционеров общества – при соблюдении процедуры проведения собрания или при голосовании иным образом и оформлении протокола с принятыми решениями).

Если в числе документов, представленных для государственной регистрации реорганизации общества, отсутствует передаточный акт, либо в этих документах не прописаны положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, в этом случае последует отказ в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации

Условия, при которых необходимо получить согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации, а также порядок получения такого согласия установлены в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Если хотя бы одно из обществ, которые участвуют в реорганизации (слиянии и присоединении), соответствует установленным в законе условиям, то реорганизация может проводиться только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Такими условиями являются:

  • суммарная стоимость активов по последним балансам обществ превышает семь миллиардов рублей;
  • суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последним балансам обществ превышает 250 миллионов рублей;
  • если одно из обществ включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35%.

При наличии хотя бы одного из указанных условий с согласия антимонопольного органа совершаются следующие сделки:

  • приобретение лицом (группой лиц) более 25% голосующих акций акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
  • приобретение лицом (группой лиц) более одной трети долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Указанное требование также не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;
  • приобретение более 50% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), которое уже имеет доли в размере от одной трети до 50%;
  • приобретение более 50% голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), которое уже имеет голосующие акции в количестве от 25 до 50%;
  • приобретение более двух третей долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), имеющим доли в количестве от 50% до двух третей;
  • приобретение более 75% голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), имеющим пакет голосующих акций в количестве от 50 до 75%;
  • получение в собственность, пользование или во владение имущества другого хозяйствующего субъекта стоимостью свыше 25% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов этого субъекта;
  • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Понятию «группа лиц» посвящена статья 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Его практическое назначение состоит в том, что оно устанавливает такие взаимосвязи между участниками хозяйственной деятельности, которые позволяют рассматривать их как целостный хозяйствующий субъект, имеющий единый экономический интерес.

Под группой лиц понимается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих установленных признакам (их девять).

  1. Доля участия (прямого или в соответствии с предоставленными полномочиями – по доверенности) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
  2. Выполнение функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
  3. Право согласно учредительным документам давать хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания.
  4. Более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица.
  5. Общество создано (единоличный исполнительный орган назначен или избран) по предложению физического или юридического лица.
  6. Более 50% количественного состава исполнительного органа назначено или избрано по предложению физического или юридического лица.
  7. Родственный признак: физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.
  8. Лица, если к каждому из них выполняется одно или несколько из приведенных выше (1–7) условий.
  9. Лица, если каждое из них входят в одну группу лиц по всем приведенным выше условиям (1–8), если они в силу своего совместного участия в обществе (в соответствии с полученными полномочиями) имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого общества.

Получив ходатайство о разрешении на одну из сделок, антимонопольный орган в течение тридцати дней с даты получения ходатайства обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении (с указанием мотивов его принятия).

Обратите внимание: непредставление в антимонопольный орган ходатайств, предусмотренных законодательством, представление заведомо ложных сведений в них и нарушение установленных порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на реорганизацию антимонопольный орган может принять следующее решение:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации;
  • о продлении срока рассмотрения ходатайства.

Решение антимонопольного органа о даче согласия на проведение реорганизации прекращает свое действие, если реорганизация не будет проведена в течение года с даты принятия указанного решения.

Если общество в процессе реорганизации не выполнит требования закона о получении предварительного согласия антимонопольного органа, а результаты реорганизации приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, в этом случае созданное в процессе слияния и присоединения общество может быть ликвидировано либо реорганизовано в форме выделения или разделения. Данная процедура проводится в судебном порядке по иску антимонопольного органа.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.