.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Ликвидационная комиссия

Последний раз обновлено:

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению фирмой.

Ликвидационная комиссия перед началом ликвидации обязана поместить в печати информацию о ликвидации фирмы. Информация содержит:

  • название фирмы;
  • дату принятия решения о ликвидации;
  • кто принял решение о ликвидации;
  • ИНН фирмы, номер в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц);
  • адрес, телефон, факс;
  • порядок и сроки предъявления требований кредиторов к фирме.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна уведомить кредиторов о ликвидации фирмы. Достаточно направить им письма с уведомлением.

Ликвидационная комиссия обязана также разработать и утвердить план ликвидации, который включает:

  • инвентаризацию всего имущества фирмы;
  • характеристику финансового состояния фирмы на момент ликвидации;
  • сверку расчетов по федеральным и территориальным платежам с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами;
  • оценку дебиторской задолженности и разработку мер по ее взысканию;
  • характеристику кредиторской задолженности;
  • информацию о размере и активах фирмы;
  • разработку плана реализации имущества фирмы;
  • определение порядка расчетов с кредиторами;
  • выявление участников, которые имеют право получить долю имущества фирмы, оставшегося после расчетов с кредиторами;
  • увольнение персонала ликвидируемой фирмы;
  • поиск фирм, в которых ликвидируемая фирма была учредителем, и вывод ее из состава учредителей;
  • определение порядка распределения денег и других средств, которые останутся после удовлетворения требований кредиторов;
  • подготовку пакета документов для исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
  • закрытие счетов фирмы в банках;
  • передачу в архив документов по личному составу, протоколов общих собраний компании;
  • согласование ликвидационного баланса с регистрирующим ведомством.

Инвентаризация имущества

Инвентаризация при ликвидации фирмы ничем не отличается от обычной инвентаризации имущества фирмы.

Цель инвентаризации – подтвердить совпадение или установить расхождение между фактическим наличием имущества фирмы и данными бухгалтерского учета, отраженными на его счетах.

Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия в составе не меньше 3 человек. Ее назначает руководитель фирмы своим приказом. Возглавляет комиссию председатель, также назначаемый руководителем фирмы. В работе инвентаризационной комиссии обязательно участвует материально ответственный работник фирмы.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции приказа Минфина РФ от 8 ноября 2010 года № 142н).

Инвентаризации подлежат:

  • имущество фирмы независимо от его местонахождения и финансовые обязательства;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • товарно-­материальные ценности;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • животные и молодняк животных (например, у животноводческих фирм);
  • денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности;
  • расчеты(с банками, кредитными учреждениями, покупателями, поставщиками, бюджетом,подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами и т. д.);
  • резервы предстоящих периодов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных резервов).

Таким образом, инвентаризации подлежит все имущество организации и все виды финансовых обязательств. Необходимо также учитывать производственные запасы и другое имущество, которое не принадлежит фирме, но числится в бухгалтерском учете (например, арендованное, находящееся на ответственном хранении), а также неучтенное по каким­-то причинам имущество.

Инвентаризацию проводят по местонахождению этого имущества.

По итогам инвентаризации составляют инвентаризационную опись. На каждой ее странице должны быть выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях (даже если подсчет проводился в денежных суммах).

На последней странице описи все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственный работник обязаны расписаться.

Материально ответственный работник дополнительно должен написать, что:

  • у него нет претензий к членам комиссии;
  • он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (значит, при выявлении недостач претензии к нему предъявить нельзя).

В случае нарушения этих правил оформления инвентаризационная опись может быть признана недействительной.

Если в ходе инвентаризации будут выявлены какие-­либо расхождения с учетными данными, их отражают в сличительной ведомости (так, например, сумма излишков и недостач товарно-­материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете).

Взаимоотношения с налоговой инспекцией

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности ликвидируемой организации. В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить пени.

Налоговая инспекция проводит контрольную проверку ликвидируемой фирмы за последние три отчетных года. Выездная налоговая проверка не может длиться больше двух месяцев (ст. 89 НК РФ). Причем такую проверку инспекторы вправе проводить независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст. 89 НК РФ).

Проверка проводится на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. В решении должна быть обязательно указана причина проверки – ликвидация налогоплательщика.

Обратите внимание: по статье 89 Налогового кодекса налоговики не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года. Но в отношении ликвидируемой фирмы это положение не действует.

Уплата налогов и сборов

Ликвидационная комиссия обязана до момента ликвидации представлять в налоговую инспекцию декларации по каждому налогу, который подлежит уплате в бюджет.

При этом с момента, когда было принято решение о ликвидации, фирма должна производить все расходы за счет собственных средств.

Если денежных средств фирмы (включая те, что получены от реализации ее имущества) недостаточно для уплаты налогов, сборов, а также пеней и штрафов (если они есть), задолженность погашают ее учредители. Порядок и пределы погашения определены пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса.

Взыскание дебиторской задолженности

В течение двух месяцев со дня, когда было опубликовано сообщение о ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия обязана выявить дебиторскую задолженность фирмы (задолженность других фирм и граждан перед ликвидируемой фирмой) и взыскать ее с должников.

Для этого необходимо разослать им письма с требованием о возврате денег или имущества. В случае отказа платить или вернуть имущество необходимо обратиться с иском в суд. Представлять интересы в суде в этом случае должны представители ликвидационной комиссии.

Увольнение персонала

При ликвидации фирмы весь персонал увольняют.

Для этого руководитель фирмы должен издать соответствующий приказ, с которым необходимо ознакомить каждого работника.

Затем работодатель обязан передать информацию об увольнении работников в службу занятости.

По закону каждого работника необходимо предупредить о грядущем увольнении под расписку не позднее чем за два месяца (ст. 180 ТК РФ). А при увольнении следует выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Имейте в виду: с компенсации за неиспользованный отпуск нужно удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Кроме того, на сумму компенсации необходимо начислить страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС. Выходное пособие не облагается ни НДФЛ, ни взносами.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 181 ТК РФ).

Кроме того, за каждым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства на другую работу, но не свыше двух месяцев с момента увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).

Этот порядок действует в отношении всех работников, включая руководителя и главного бухгалтера.

Записи об увольнении вносит в трудовые книжки работников ликвидационная комиссия.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.