.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Что считать товарным знаком

Последний раз обновлено:

Товарный знак – это объект интеллектуальной собственности, который представляет собой обозначение на товаре, этикетке или упаковке.

Его назначение – отличать товары (услуги) одних производителей от однородных товаров (услуг) других производителей.

В обиходе товарные знаки также именуют торговой маркой, брэндом, логотипом.

Товарный знак может быть:

  • словесным (сочетание отдельных букв, цифр; слова, фразы);
  • изобразительным (рисунки, графические символы, сочетания цветов);
  • объемным (форма упаковки или внешнего вида товаров);
  • звуковым;
  • комбинированным и т. д.

Права на товарные знаки охраняет четвертая часть Гражданского кодекса, а также международные акты:

Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков и др.

В России товарный знак может получить правовую охрану только после официальной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и внесения в реестр.

На зарегистрированный товарный знак Роспатент выдает свидетельство. Оно удостоверяет приоритет (первенство) товарного знака и исключительное право его владельца в отношении товаров (услуг), указанных в свидетельстве.

Для удобства все товары и услуги разделены на 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Правовая охрана может быть предоставлена товарному знаку только в отношении тех классов МКТУ, которые указаны в свидетельстве.

Поэтому нередко тождественными или сходными товарными знаками маркируют совершенно разные товары (услуги), которые относятся к разным классам МКТУ или к разным товарам (услугам) одного класса.

Пример

Есть товарный знак «КОПЕЙКА», который зарегистрирован по 43-му классу МКТУ для услуг по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, реализации товаров.

Есть также товарный знак «КОПЕЙКА» для различных услуг по 42-му, 45-му (научные и технологические услуги, юридическая служба).

Эти товарные знаки принадлежат разным владельцам.

Товарный знак можно зарегистрировать и по всем 45 классам МКТУ. Но в этом случае следует иметь в виду, что пошлина за регистрацию увеличивается с каждым классом МКТУ.

Правовая охрана товарного знака имеет территориальный принцип – действует только на территории Российской Федерации. Чтобы использовать товарный знак за рубежом, его нужно зарегистрировать в патентных ведомствах зарубежных стран (в выбранной стране) или пройти международную регистрацию для стран – участников Мадридского соглашения.

Товарный знак можно зарегистрировать на фирму или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, товарные знаки могут быть индивидуальными или коллективными (принадлежат объединению компаний, ассоциации производителей и т. п.).

Коллективный знак должен иметь свой устав, в котором указывают:

  • наименование объединения, на которое будет зарегистрирован коллективный товарный знак;
  • перечень лиц, которые имеют право пользования этим знаком;
  • цель регистрации;
  • единые качественные или другие общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, и т. д.

Независимо от того, кто будет владельцем товарного знака, ему как правообладателю принадлежат исключительные права на использование этого знака для маркировки своих товаров и услуг, в рекламе и т. д.

Обладатель исключительного права на товарный знак может передать право его использования любому лицу на основании лицензионного договора.

Никто не вправе использовать тождественный или сходный с ним товарный знак в отношении однородных товаров (услуг) владельца товарного знака. За нарушение этого условия гражданским, административным и уголовным законодательством России предусмотрена ответственность.

Обратите внимание: приказом Минэкономразвития России от 28 сентября 2015 г. № 693 регламентирован порядок досрочного прекращения правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, общеизвестного товарного знака.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.