.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Ответственность и налоговые комиссии

Последний раз обновлено:

По итогам налоговой проверки инспекция может привлечь предпринимателя, фирму или ее должностных лиц к налоговой или административной ответственности.

Что учесть, если заявлен убыток

Компания может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины (Постановление Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Убытки сами по себе не позволяют делать вывод о недобросовестности налогоплательщика.

Убытки могут возникать по объективным причинам, которые не зависят от организации. Например, падение продажных цен на товары, повышение цен на сырье, материалы и топливо, появление новых налогов. Убытки могут возникать из-за особенностей учетной политики, которые позволяют учитывать при налогообложении максимально возможные расходы (на законных основаниях).

Но то, что многие организации работают долгое время с убытками, вынуждает налоговиков ставит под сомнение их достоверность. В пункте 1 статьи 2 ГК РФ содержится определение сути предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли деятельность. Поэтому, если организация регулярно показывает убытки, то, скорее всего, по мнению инспекторов, она является недобросовестной.

В таком случае у инспектора, как правило, возникает подозрение, что организация:

  • завысила расходы;
  • скрыла часть доходов;
  • недоплатила налоги и страховые взносы;
  • использует схемы для искусственного снижения налогов.

Поэтому налоговые службы создают специальные комиссии для проверки налогоплательщиков и причин снижения их налоговой нагрузки.

Зарплатная комиссия

В Письме ФНС России от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@ изложена методика подбора налогоплательщиков для межведомственных комиссий по легализации налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам, проведения аналитических и контрольных мероприятий, описана процедура рассмотрения деятельности налогоплательщиков на комиссии и последующий контроль налогоплательщиков, прошедших данную процедуру.

Прежнее письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722 по работе комиссий по легализации налоговой базы отменено. Это связано с тем, что к ФНС РФ с 1 января 2017 года перешли функции по администрированию страховых взносов.

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на местном, региональном и межведомственном уровне.

Первые формируются в местных налоговых инспекциях, вторые - при УФНС России по регионам, третьи - при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии включаются начальники отделов налоговой инспекции по проведению камеральных и выездных проверок, а также структурных подразделений, занимающихся предпроверочным анализом и урегулированием задолженности. В комиссии могут участвовать и сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, рассматриваемых на комиссии. При необходимости в состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, внебюджетных фондов, Роструда.

В рамках работы комиссии налоговики обязаны соблюдать налоговую тайну, а также нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Работа комиссии по легализации налоговой базы состоит из нескольких этапов:

  • отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий (на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах);
  • проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении этих налогоплательщиков;
  • направление информационных писем налогоплательщикам в целях внесения ими изменений в налоговую отчетность, погашению «задолженности» по налогам;
  • подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;
  • дальнейший мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность была рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Кто в зоне риска

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала у налоговиков подозрения: обнаружены факты искажения бухучета и фальсификации отчетности, неполной уплаты НДФЛ и страховых взносов при отсутствии объяснимых причин. Выплата зарплаты ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклонение от оформления трудовых отношений, в результате чего занижается база по НДФЛ и по страховым взносам, также создают риск вызова на комиссию.

Критерии отбора на комиссию

В отличие от старого, в новом регламенте предусмотрен анализ формы 6-НДФЛ и сверки ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ в динамике, как по НДФЛ, так и по взносам. Главными условиями для вызова на комиссию служат долги по платежам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение численности персонала.

Отбирать будут организации и индивидуальных предпринимателей. Среди них:

1. налоговые агенты:

  • с долгами по уплате НДФЛ;
  • со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
  • с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);

2. плательщики страховых взносов:

  • с задолженностью по взносам;
  • со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
  • со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.

3. индивидуальных предпринимателей:

  • на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
  • с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В).

Источники информации

Отбирать кандидатов для разбирательства на комиссии будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в различных информационных ресурсах.

Источниками данных являются:

  • информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
  • данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках «встречных» проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • информация СМИ и сети Интернет;
  • сведения от банков, правоохранительных органов, фондов, лицензирующих и таможенных органов, органов власти, Роструда и др.;
  • жалобы и заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.

Вызов на комиссию

При обнаружении недоплаты в бюджет компании направят письмо с сообщением о выявленных противоречиях и предложением самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы. Письмо будет направлено за 30 дней до даты планируемого заседания комиссии. В течение 10 рабочих дней приглашенное лицо должно принять решение о предоставлении уточненных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам и, погасить долги.

Если этого не произойдет без объяснения причин уклонения, последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения заседания.

Явиться в указанное в письме-вызове время в ИФНС может:

  • или руководитель налогоплательщика,
  • или его представитель по доверенности (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ).

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно.

Налогоплательщиков, не явившихся на комиссию без уважительной причины, будут штрафовать по статье 19.4 КоАП:

  • граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.

Лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Работа комиссии

В рамках анализа налоговики:

1. рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;

2. рассчитают налоговую нагрузку аналогичных субъектов, а в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки;

3. установят аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой и исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки проверяемого лица от максимального значения.

Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы будут изучать финансовые потоки претендента на комиссию по его банковским выпискам, по которым составят схемы движения денежных средств и ведения бизнеса субъекта. Также проверят сделки с точки зрения их негативного влияния на налоговую нагрузку.

Налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).

Результаты исследований будут зафиксированы в таблицах, формы которых даны в приложениях к письму ФНС РФ, и которые лягут в основу досье налогоплательщика.

Как вести себя на зарплатной комиссии

Дополнительный пакет документов по деятельности фирмы (штатное расписание, трудовые договоры и др.) брать с собой не нужно. На комиссии вам предстоит больше слушать и отвечать на вопросы.

Отвечая на вопросы инспектора, не торопитесь. Формулируйте ответы так, чтобы не давать налоговикам информацию, за которую они могут «зацепиться».

Если в ходе беседы инспекторов заинтересуют какие-либо документы и они потребуют представить их, попросите, чтобы они выставили письменное требование.

Придерживайтесь дружелюбного и уважительного тона. Можно даже пожаловаться, что работать стало трудно, конкуренция возрастает, клиентов переманивают, цены сбивают и прочее. Чаще всего инспекторы просто хотят убедиться, что руководитель не номинальный, что организация реально ведет бизнес и не является однодневкой. Поэтому демонстрировать осведомленность в юридических аспектах не возбраняется, но только если разговор переходит в правовое поле.

Как обосновать низкую зарплату

Есть несколько причин, которые вы можете указать в экономическом обосновании низких зарплат в компании. Это:

  • на предприятии ввели сокращенный рабочий день (например, на 1 час);
  • в штате работают совместители, их заработок ниже основной зарплаты в компании;
  • у компании много договоров ГПХ для разных видов работ;
  • персонал в силу специфики деятельности работает на особом графике (например, 2/2);
  • сократили рабочую неделю на 1 день (например, в летний период);
  • персонал работает по гибкому графику, в результате этого у большинства работников - неполный рабочий день;
  • снижаются обороты компании, рост заработной платы приостановлен;
  • в компании разработана премиальная система оплаты труда за годовой период (например, работник получает % с продаж по итогам работы за год);
  • в компании разработана особая система мотивации персонала;
  • высокий уровень конкуренции, фирма не может увеличить фонд оплаты труда;
  • открыли новое направление, выводится на рынок новый продукт и т.д.

То есть, указывайте причины, из-за которых растут доходы, и, как следствие, компания не имеет возможности повышать заработные платы.

Логично будет выглядеть, если в своем экономическом обосновании вы приведете размер выручки за год или за месяц и процент заработной платы от этой выручки, также за год или за месяц. Можно рассчитать и предоставить налоговикам уровень рентабельности вашей компании и уровень налоговой нагрузки на ваш бизнес.

Если решите написать о росте расходов, подберите пару примеров повышения цен на услуги или товары, закупаемые вашей компанией.

Главное, о чем не стоит умалчивать, что заработная плата в вашей компании не ниже установленного законодательством МРОТ и компания планирует повысить ее в периоде, следующем за ростом выручки.

Можете ссылаться на то, что законодательство не запрещает платить зарплату ниже средней по отрасли. Уровень среднеотраслевой зарплаты фирму ни к чему не обязывает.

Результаты работы комиссии

По результатам заседания комиссии приглашенному лицу будет предложено пояснить выявленные факты возможных искажений отчетности и озвучить мероприятия по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущению налоговых нарушений.

Затем ему будут выданы рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании базы по НДФЛ и взносам. Все это войдет в протокол, где установят срок для устранения — 10 рабочих дней с даты проведения комиссии.

Вы вправе запросить себе копию протокола, так как, как правило, его представителям компании не выдают.

Контроль нарушителей

Деятельность лиц, прошедших комиссию, берется под контроль. В отношении них станет проводиться ежеквартальный мониторинг форм 6-НДФЛ и расчетов по страховым взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Если нарушения не будут устранены, а показатели не улучшены, налогоплательщика вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ. Также его включат в реестр выездных проверок.

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (ОВД, территориальные органы Роструда и др.).

Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

  • на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
  • на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.