Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Процедура сверки расчетов с налоговой инспекцией - это важная часть внутреннего контроля. Она позволяет налогоплательщику выяснить, все ли данные из поданных им деклараций внесены в базу данных налогового органа, все ли налоги перечислены. В ходе сверки зачастую выявляются ошибки при заполнении платежных поручений, и пока платежи не уточнены, обязанность по уплате налога считается неисполненной.
приступитьОсновные этапы сверки
Основные этапы сверки
Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика.
Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.
НазадСверка проходит по инициативе налогоплательщика
Сверка проходит по инициативе налогоплательщика
Если налогоплательщик сам запрашивает сверку расчетов, инспекция обязана ее провести (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Налогоплательщик подает заявление
Налогоплательщик подает заявление
Заявление подается в произвольной форме. Это можно сделать непосредственно в инспекцию, по почте (ценным письмом с описью вложения), по текоммуникационным каналам связи.
В запросе укажите полное наименование, ИНН, адрес организации и дату, на которую вы запрашиваете сведения о расчетах.
Сверка проходит по инициативе ИФНС
Сверка проходит по инициативе ИФНС
Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке в случаях:
- отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Такие сверки проводятся ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
- если налогоплательщик снимается с учета при ликвидации, реорганизации.
Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет (п. 3 ст. 78 НК РФ).
ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки
ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки
ИФНС направляет письменное уведомление налогоплательщику о дате проведения сверки.
ИФНС составляет акт сверки по своим данным
ИФНС составляет акт сверки по своим данным
Инспекция не позднее пяти рабочих дней по своим данным должна сформировать акт сверки. Срок процедуры сверки при отсутствии расхождений не должен превышать 10 дней, а при наличии расхождений – 15 дней без учета дней доставки актов сверки по почте.
ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику
ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику
После того, как акт сформирован, представитель организации приглашается в инспекцию для получения акта, либо акт направляется ценным письмом по почте, либо направляется по ТКС.
Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС
Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС
Данные акта сверки, полученного от ИФНС, организация сверяет со своими данными. Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной. Если расхождения обнаружены, выявляются их причины.
Расхождений нет
Расхождений нет
Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной.
ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки
ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах (если сверка проходит по инициативе налогоплательщика или при его ликвидации).
Расхождения есть
Расхождения есть
Причинами расхождений могут быть:
- ошибки, допущенные организацией при отражении начисления налогов (взносов, пеней, штрафов) в учете или при оформлении платежных поручений.;
- ошибки в информационной базе инспекции, если в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по вине инспекции не внесены какие-то данные.
Налогоплательщик выявил расхождения
Налогоплательщик выявил расхождения
Собственные ошибки следует устранить путем корректировки данных учета или подачи заявления в инспекцию об уточнении платежа.
Расхождения с данными информационной базы инспекции налогоплательщик указывает в разделе 1 акта сверки. В разделе 2 акта указываются сведения о переплатах или недоимках по данным организации. Заполненный акт передается в инспекцию.
Расхождения устранены
Расхождения устранены
Если все расхождения устранены, процедура сверки заканчивается. В ИФНС формируется окончательный акт. Его нужно подписать.
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах (если сверка проходит по инициативе налогоплательщика или при его ликвидации).
Расхождения не устранены
Расхождения не устранены
Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой вы не согласны, на это нужно указать в акте, и лишь после этого подписать документ.
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах, если сверка проходит при ликвидации налогоплательщика, и в трех экземплярах – если он переходит в другую инспекцию.
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Первый экземпляр акта сверки в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику или отправляется ему по почте. Второй – остается в инспекции.
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Первый экземпляр акта сверки в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику или отправляется ему по почте. Второй – остается в инспекции. Третий – направляется в инспекцию по месту новой регистрации налогоплательщика.
Важно помнить
Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке в случаях:
- отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Такие сверки проводятся ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
- если налогоплательщик снимается с учета при ликвидации, реорганизации.
В этих случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок.
Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.
Если налогоплательщик сообщает в инспекцию о снятии с учета, его приглашают уведомлением с указанием даты проведения сверки расчетов. Если налогоплательщик не явится, и уведомление с пометкой «адресат не найден по данному адресу» вернется в налоговую, акт сверки расчетов налогоплательщика подписывает должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.
Подача заявления
Заявление (запрос) о сверке расчетов требуется только в случае, когда инициатором выступает налогоплательщик. Оно подается в произвольной форме.
Имейте в виду, что на запрос в электронной форме инспекция выдаст справку в электронной форме. Вносить в нее данные налогоплательщика и информацию о расхождениях нельзя, поэтому если вы их обнаружите, то придется оформлять заявление на бумаге и получать бумажный вариант документа.
Как устранить расхождения
Обычной практикой для устранения расхождений является предоставление налогоплательщиком документов, подтверждающих данные его учета (копий платежных поручений, выписок банка). При обнаружении ошибки, допущенной налоговой инспекцией, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок исправления – не более пяти рабочих дней.
После того, как служебные записки «пройдут» по отделам налоговой, на основании уточненных данных в течение трех рабочих дней формируется новый акт сверки расчетов с учетом внесения изменений на текущую дату. После этого представитель организации приглашается в инспекцию для подписания и получения акта (с указанием даты вручения), либо акт направляется ему ценным письмом по почте.
Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой налогоплательщик не согласен, он должен указать на это в акте, и лишь после этого подписать документ. Без такого указания в случае спора суд может квалифицировать это как признание задолженности (абз. 3 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).
Заметим, что незаверенную распечатку данных о начисленных налогах и поступивших платежах можно получить без предварительного запроса, в день обращения в ИФНС.
Срок сверки по налогам
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десяти рабочих дней.
Если расхождения выявлены, срок сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать пятнадцати рабочих дней.