.
^ Наверх

Взаимодействие полиции с налоговыми органами

Последний раз обновлено:

Сотрудники полиции могут участвовать в выездных налоговых проверках только по запросу налоговой инспекции. Так сказано в пункте 28 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Совместные проверки налоговой инспекции и сотрудников полиции проводятся по инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 года № ММ 7-2-347.

Чтобы привлечь к проверке полицию, налоговые инспекторы должны составить запрос, в котором четко сформулировать, зачем им это нужно. Направить запрос они могут как до начала проверки, так и во время ее проведения. В первом случае фамилии оперативников будут сразу же вписаны в решение о проверке, во втором случае руководитель инспекции внесет изменения в состав проверяющей группы. Со всеми этими документами вас обязаны ознакомить под расписку.

Руководит проверяющей группой и, соответственно, координирует ее работу налоговый инспектор.

Права сотрудников полиции зависят от того, в каком качестве они участвуют в проверке.

Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. Они могут действовать только как «телохранители». Чуть больше прав – у специалистов из МВД, привлеченных для участия в конкретном мероприятии: осмотре помещений, инвентаризации, выемке документов и т. д. Их действия ограничены поставленной задачей: проверить подлинность документов или восстановить их, «взломать» компьютерную программу и т. п.

Полицейские могут участвовать в проверке и на равных с инспекторами. Это так называемые «мобильные группы».

Такая ситуация возможна, когда инспекторы обнаружили нарушения, проверить которые можно только с участием оперативников или специалистов, экспертов из МВД.

В приказе не говорится, что это за нарушения. Но можно предположить, что речь идет о подозрениях в налоговых преступлениях. Например, у фирмы недоимка, которая образовалась за последние три года и составляет более 2 000 000 рублей.

Оформляются результаты проверки по правилам Налогового кодекса РФ (ст. 100). Инспекторы составляют три экземпляра акта. Его подписывают руководитель фирмы (его представитель) и все проверяющие (за исключением оперативников, которые участвовали в проведении конкретных действий или работали «телохранителями»). Первый экземпляр хранится в налоговой, второй – в полиции, а третий – остается у проверяемой фирмы.

Акт должен быть вручен вам под расписку в течение пяти рабочих дней с момента его составления.

В течение 15 рабочих дней после получения акта вы можете написать возражения. Отправить их нужно в инспекцию. А уж она в трехдневный срок передаст копию в полицию. Решение по результатам проверки принимает руководитель инспекции или его заместитель.

И полицейские, и инспекторы могут обнаружить в ходе проверки административные нарушения. В такой ситуации они будут действовать самостоятельно: составят протокол, проведут расследование, назначат штраф.

Кроме того, согласно части 2 статьи 36 Налогового кодекса, если полицейские выявят обстоятельства, вмешательство в которые отнесено к компетенции налоговиков, они должны лишь уведомить орган ФНС. Сделать это они обязаны в десятидневный срок с момента обнаружения указанных обстоятельств.

Порядок уведомления регламентирован совместным Приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Сведения, направляемые в налоговые органы, должны включать в себя документы, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства.

Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью начальника (заместителя начальника) органа МВД. Сопроводительное письмо должно содержать:

  • полное наименование организации (ИНН/КПП);
  • ф.и.о. физического лица (ИНН – при наличии);
  • адрес местонахождения организации (адрес постоянного места жительства физического лица), а также места осуществления хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией или физическим лицом своей деятельности не по месту государственной регистрации (постоянного места жительства физического лица);
  • информацию о характере предполагаемых нарушений налогового законодательства (изложение обстоятельств, выявленных органом МВД, со ссылками на подтверждающие документы, прилагаемые к письму);
  • сведения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица (в случае, когда на момент направления материалов в налоговый орган решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица не принято, данная информация направляется в налоговый орган дополнительным письмом);
  • перечень прилагаемых (подтверждающих) документов.

Не позднее 10 дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление в орган МВД о принятом по ним решении:

  • о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения);
  • об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

Основаниями для отказа налоговиков от проведения мероприятий налогового контроля могут являться:

  • отсутствие в представленных материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства;
  • наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки;
  • наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки.



Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.