.
^ Наверх

Выдача СИЗ

Последний раз обновлено:

Для непосредственной защиты работника от вредных воздействий производства работодатель обязан выдавать ему за свой счет средства индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшие обязательную сертификацию или декларирование: спецодежду, обувь, респираторы и т. п. Ремонт и стирка – тоже за счет работодателя (ст. 221 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты на работах:

  • с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • выполняемых в особых температурных условиях;
  • связанных с загрязнением.

Для целей выдачи СИЗ факт занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, подтверждается результатами специальной оценки условий труда.

Нормативная база

С 1 сентября 2023 года вступают в силу:

  • приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее – Правила выдачи СИЗ);
  • приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».

Работодатель должен ознакомить работников с новыми Правилами выдачи СИЗ, а также с Едиными типовыми нормами. Сделать это можно во время внепланового инструктажа по охране труда.

В период до 31 декабря 2024 года работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ и смывающими средствами в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н, на основании «старых» типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Это значит, что у работодателя есть право перейти на Единые типовые нормы выдачи с 1 января 2025 года. Решение о применении в период с 1 сентября 2023 г. до 31 декабря 2024 г. Единых типовых норм или типовых норм работодатель принимает сам.

 Что должен сделать работодатель

Работодатель обязан:

  • разработать и утвердить локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации;
  • разработать ЛНА, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ;
  • обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах;
  • обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ;
  • организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ;
  • не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств;
  • обеспечить в случае применения вендингового оборудовании и дозаторов постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
  • обеспечить контроль за правильностью применения СИЗ работниками;
  • обеспечить хранение СИЗ в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя, сушку, выявление повреждений в процессе эксплуатации и ремонт СИЗ в период эксплуатации;
  • обеспечить уход (стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию), обслуживание СИЗ в соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ;
  • обеспечить своевременный прием от работников и вывод из эксплуатации, а также утилизацию СИЗ.

Алгоритм действий работодателя:

  1. Составить перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимы сотрудникам.
  2. Разработать Нормы выдачи СИЗ.
  3. Определить номенклатуру, размеры и иные индивидуальные особенности.
  4. Сформировать комиссию из представителей работодателя и профсоюза. 
  5. Выдать СИЗ лично каждому из сотрудников и отразить выдачу в личной карточке установленной формы.

Необходимые СИЗ следует выдавать также руководителям и специалистам, которые в силу служебных обязанностей периодически посещают производственные помещения, где могут подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов, - на время посещения этих объектов. 

Что учесть при разработке Норм выдачи СИЗ

Нормы должны содержать конкретную информацию о классе(ах) защиты, эксплуатационных уровнях защиты (если это предусмотрено для данного типа СИЗ), особенностях конструкции, комплектности, планируемых к выдаче СИЗ.

Нормы должны содержать информацию о СИЗ, необходимых работникам для осуществления трудовой деятельности, включая деятельность при совмещении профессий или выполнении совмещаемых работ, в том числе в составе комплексных бригад.

Объем выдачи СИЗ, выдаваемых работникам в зависимости от профессии (должности), определен в Единых типовых нормах выдачи СИЗ работникам по профессиям (должностям).

Все СИЗ, включенные в Нормы, являются обязательными к выдаче работникам за счет средств работодателя.

Рекомендуемый образец оформления Норм предусмотрен приложением № 1 к Правилам.

Нормы выдачи СИЗ

Обязанности работника

Работник обязан:

  • эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
  • соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
  • проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
  • информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
  • вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ;
  • вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.

Учет средств индивидуальной защиты

Выдачу работникам и сдача ими СИЗ нужно фиксировать записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам. 

Личная карточка учета выдачи СИЗ с 1 сентября 2023 года

Карточки можно ввести электронно. Однако электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Унифицированную форму менять нельзя.

Сменные элементы СИЗ простой конструкции можно выдавать при помощи вендингового оборудования (автоматизированным способом) без дополнительного инструктажа. При этом автоматически в электронную форму заносятся и данные о выдаче СИЗ. Ознакомлять работника с правилами и типовыми нормами обеспечения СИЗ нужно при проведении вводного инструктажа. Раньше это делали при заключении трудового договора.

Выдача СИЗ, бывших в употреблении

В случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств.

Исключение – те СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук).

Так установлено пунктом 75 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н.

Значит, бывшие в употреблении СИЗ могут использоваться только в качестве дежурных СИЗ, если они прошли мероприятия по уходу, сохранили свою целостность и сохранного защитных свойств.





Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.